Юношеские пьесы Лермонтова в 1830 и 1837 годах

Юношеские пьесы Лермонтова автобиографичны. В 1830 и 1831 годах он написал две драмы: (“Люди и страсти”) и “Странный человек”. В основе обеих пьес – семейная трагедия, сходная с трагедией Лермонтова, и обманутая любовь, сходная с его любовью к Наталье Федоровне Ивановой. Герои обеих пьес – Юрий Волин и Владимир Арбенин – напоминают самого Лермонтова. Фамилию Арбенин носит и герой драмы “Маскарад”, написанной в 1835 году. Это гордый, одинокий, отчаявшийся человек, похожий на лирического героя лермонтовских стихов, на Демона.

Последнюю свою надежду он видит в любви, но и эта надежда рушится. Может быть, и “Маскарад” – подготовка к тому портрету своего поколения, который Лермонтов готовился написать.

В 1836 году он пишет пьесу “Два брата”, в основе которой снова лежит семейная трагедия, сходная с трагедией Лермонтова. Один из братьев, Юрий Радин, – чистый человек, обманутый клеветой и злобой, – напоминает героев юношеских пьес Лермонтова. Второй же брат, Александр Радин, говорит о себе: “Да! такова была моя участь со дня рождения. . . все читали на моем лице какие-то признаки дурных свойств, которых не было… но их предполагали

– и они родились. . .”. Узнаете ли вы этот монолог, почти дословно перенесенный позднее в дневник Печорина? Александр Радин – демон зла, он обманывает отца, брата; он властен и подчиняет себе слабую Веру, которую любит брат. И он же – несчастлив, одинок, он страдает от своей озлобленности, от своего одиночества. Это – эскиз к будущему характеру Печорина. Недаром и женщину, которую он любит, зовут Вера Литовская.

Это имя перейдет в неоконченный роман “Княгиня Литовская”, где впервые появится Григорий Александрович Печорин. Он молод, блестящ, он живет в Петербурге, у него бальный роман со светской девушкой Лизой Негуровой, любви которой он добивается, хотя не любит ее и не собирается на ней жениться, – как Печорин “Героя нашего времени” добивается любви княжны Мери. И вторая (а вернее сказать, первая, главная) любовная линия романа здесь уже есть: Печорин встречает Веру, которую любил в ранней молодости и которая теперь замужем за князем Литовским. Здесь есть и маленький, незнатный человек, чиновник Красинский, которого оскорбляет Печорин. Но роман остался неоконченным, история Красинского недописанной. Почему? Потому что настала пора перейти к “Герою нашего времени”. Эта тоненькая книжка вобрала в себя все: весь человеческий и литературный опыт автора. В Печорине – страдания Юрия Волина и Владимира Арбенина, в нем одиночество ) и опыт, и зрелость, и безумные надежды Евгения Арбенина из “Маскарада”, в нем раздвоенность Александра Радина, и силы необъятные Мцыри, Демона; как “парус одинокий”, он “ищет бури” – в нем все.

Откроем книгу. Ей предпослано предисловие. Прочтем его. “Во всякой книге предисловие есть первая и вместе с тем последняя вещь; оно или служит объяснением цели сочинения, или оправданием и ответом на критики”. Предисловие коротко: полторы небольших странички. Четыре абзаца. Первый – о публике, которая “так еще молода и простодушна, что не понимает басни, если в конце ее не находит нравоучения. Она не угадывает шутки, не чувствует иронии; она просто дурно воспитана”. Зачем Лермонтову понадобилось обвинять читателя, только что открывающего книгу, в дурном воспитании? Предисловие было написано после того, как вышло в свет первое издание романа. Лермонтов уже знал: “Иные ужасно обиделись, и не шутя, что им ставят в пример такого безнравственного человека, как Герой Нашего Времени ; другие же очень тонко замечали, что сочинитель нарисовал свой портрет и портреты своих знакомых. . .” То же обвинение знал и Пушкин:

Всегда я рад заметить разность Между Онегиным и мной, Чтобы насмешливый читатель Или какой-нибудь издатель Замысловатой клеветы, Сличая здесь мои черты, Не повторял потом безбожно, Что намарал я свой портрет…

Реакционный критик С. О. Бурачок, редактор журнала “Маяк”, возмущенно писал, что образ Печорина является клеветой на русскую действительность и русских людей, что “весь роман эпиграмма”, что в нем “религиозности, русской народности и следов нет”. Бурачок был как раз из тех критиков, которые считали, что автор “нарисовал свой портрет”. Это ему отвечает Лермонтов во втором абзаце предисловия: ” видно, Русь так уж сотворена, что в ней все обновляется, кроме подобных нелепостей. Самая волшебная из волшебных сказок у нас едва ли избегнет упрека в покушении на оскорбление личности!”

Третий абзац, может быть, самый важный в предисловии – в нем сформулирована цель Лермонтова, задача, которую он ставил перед собой: “Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии”. Как понимать эти слова? Разве портрет героя может быть составлен из пороков? Не было ли справедливым возмущение “некоторых читателей и даже журналов”, когда они “ужасно обиделись… что им ставят в пример такого безнравственного человека”? Дело в том, что слово “герой” можно понимать по-разному. В толковом словаре русского языка приводятся шесть его значений. Два из них – наиболее употребительны. Герой – это “исключительный по смелости или по своим доблестям человек”. И герой – это “главное действующее лицо литературного произведения”. Эти два значения всем известны, никто их обычно не смешивает и не путает, например, героя Отечественной войны 1812 года Волконского с героем романа Толстого ” Война и мир ” Болконским. Но есть еще одно значение слова “герой”, о котором часто забывают: “человек, по своему характеру и поступкам являющийся выразителем какой-нибудь среды или эпохи”.

Вот этого, третьего, значения и не вспомнили или не захотели вспомнить – критики, обрушившие на роман Лермонтова упреки в безнравственности его героя. Они подумали – или сделали вид, что подумали, – будто Лермонтов считает Печорина героем в первом значении/ этого слова и призывает подражать ему”

И так, цель Лермонтова – создать “портрет, составленный из пороков всего… поколения”. В четвертом, последнем абзаце предисловия он объясняет, как намерен создавать портрет Героя. Последние строки предисловия насмешливы. “Но не думайте однако после этого, чтоб автор этой книги имел когда-нибудь гордую мечту сделаться исправителем людских пороков. Боже его избави от такого невежества!”


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

Юношеские пьесы Лермонтова в 1830 и 1837 годах