Сочинение по поэме Пушкина “Руслан и Людмила”
В петербургский период Пушкин написал и первую свою поэму – “Руслан и Людмила” (1820). По жанру это шуточная поэма, образцы которой были созданы русскими поэтами еще во второй. половине XVIII в. (поэт особенно ценил “Душеньку” Бог-лановича). Внимание Пушкина к устному народному творчеству, сказка, преданиям, характерное дли русского романтизма, отражало возросший после 1812 г. интерес к национальным истокам русской культуры. Особенно отчетливо эта тенденция проявилась во вступлении к поэме, написанной позже, в 1828 г.: “Там русский дух!..
Для создания поэмы Пушкину понадобились многие источники, но пользовался он ими совершенно свободно, иногда даже вступая с ними в спор. Так, например, случилось с поэмой Жуковского “Двенадцать спящих дев”, отличавшейся мистическими мотивами. Пушкин пародийно переосмысляет некоторые сюжетные линии этого произведения в четвертой песне “Руслана и Людмилы”. В своей поэме он легко соединяет мотивы сказочные, литературные, бытовые. Свободное владение материалом подчеркивалось легкой, непринужденной манерой повествования.
Всякие чудеса, похищения, сказочные события, на которых
Пушкин описывает давно прошедшие, сказочные времена с позиций своей современности. Он смотрит на прошлое глазами поэта-романтика XIX в. Отсюда легкая ирония, тонкая насмешка не только над героями произведения, но немного и над читателями, и даже над самим собою. Так, например, сказочная героиня Людмила вдруг предстает современной милой и кокетливой барышней, .могущественный Черномор – хилым старичком и т. д.
Эмоциональная окраска повествования, самостоятельный об-: раз рассказчика, вся система лирических отступлений будут использованы и в дальнейшем пушкинском творчестве. И когда поэт обратится к читателям ” Евгения Онегина ” со словами: “Друзья Людмилы и Руслана”, он напомнит о той творческой манере, которая началась в его первой поэме.
Новаторское произведение Пушкина вызвало при своем появлении оживленную полемику. Реакционные критики обвиняли поэта в использовании “мужицкого” языка, в “неприличных словах и выражениях”. Сторонники отживающего классицизма увидели в поэме Пушкина грубое нарушение привычных для них эстетических норм и правил. Напротив, представители нового направления в литературе приветствовали ее появление. Жуковский, прослушав поэму в чтении автора, подарил ему свой портрет с надписью: “Победителю-ученику от побежденного учителя… 1820 марта 26”. Историко-литературное значение “Руслана и Людмилы” очень велико. Белинский отмечал, что “возбужденные этою поэмою толки и споры о классицизме и романтизме были эпохою обновления русской литературы”.
Отдельное издание поэмы “Руслан и Людмила” увидело свет тогда, когда Пушкина уже не было в Петербурге.