Смысл четырех “долой!” в поэме В. В. Маяковского “облако в штанах”
Поэма “Облако в штанах” (1915) – центральное произведение дореволюционного творчества Маяковского. В ней поэт пытался показать горестную судьбу человека в буржуазном обществе. Его лирический герой не желает мириться с действительностью, поэтому в сознании возникает четыре протеста: “Долой вашу любовь!”, “Долой ваше искусство!”, “Долой ваш строй!”, “Долой вашу религию!” Эти четыре “долой!”, охватывающие все основы буржуазного общества, являются глобальным протестом лирического героя Маяковского.
Лирический
В разговоре с девушкой лирический герой спокоен, “как пульс покойника”, но душа его умерла. Ее растоптала современная любовь, продающаяся за деньги и опирающаяся только на расчет.
Из второй части поэмы мы понимаем, что герой – поэт. Основное
Именно здесь, в этом пошлом страшном мире, где давка “выхаркивается” на площадь, а улица кричит: “Идемте жрать!”, живут истинные герои жизни.
В двух последних частях поэмы Маяковский выступает как бунтарь, протестующий против всего буржуазного строя, его религии, обличает их как первопричину всех человеческих бед и несчастий. Так, в религии лирический герой поэмы видит только пошлость и искусственность. Вера в бога в понимании лирического героя Маяковского – это то, что придумано, чтобы сделать человека несвободным. В поэме герой становится даже выше бога и грозит ему:
Я думал – ты всесильный божище,
А ты недоучка, крохотный божик.
Таким образом, можно говорить о том, что данное произведение полностью отвергает сложившиеся устои. Лирический герой поэмы Маяковского “Облако в штанах” – это бунтующий герой. Он восстает против религии, политики, искусства и любви буржуазного мира. Герой призывает к решительным действиям. Своим произведениям Маяковский утверждает, что роль поэта в жизни общества огромна и именно он способен повлиять на ход истории.
В этой поэме проявились основные черты поэтического стиля Маяковского:
1. Сочетание правдоподобия и фантастики: “Упал двенадцатый час, как с плахи голова казненного”.
2. Использование приема развернутой метафоры. Так, пожар любви, очаг которого – в сердце, постепенно охватывает тело героя, уподобленное архитектурному сооружению: “Мама! Петь не могу. У церковки сердца занимается клирос!” Сердце поэта сравнивается с “церковкой”, в которой загорелась сердцевина – клирос.
3. Использование приема развернутой метафоры. Например, фразеологизм “нервы расходились” разрастаются у Маяковского в целую картину:
Слышу:
Тихо,
Как больной с кровати,
Спрыгнул нерв.
Теперь и он, и новее два
Мечутся отчаянной чечеткой…
4. Широкое использование неологизмов: “маленький, смирный любеночек”, “миллионы огромных, чистых любовей”, “вечер декабрый”, “улица безъязыкая”, “грудь испешеходили”.
5. В области стиха – использование “лесенки”, делящей строку на смысловые и интонационные доли, акцентирующей внимание на определенных смыслах.