Использование аллегоричных приемов в поэме Б. Олейника “Крыло”


Борис Олейник вошел в литературу на границе 50- 60-х годов уже прошлого столетия. В своих поэзиях сохранил лучшие традиции предшественников, но и сделал разнообразным их элементами метафорического мышления и фольклором. В этом – секрет неизменяемого внимания читателей к творчеству Б. Олейника.

За что же так ценят современники его произведения? Прежде всего, за правду, которая, как острый нож, удаляет “общественные опухоли”. А их очень много: люди – потребители, для которых материальное благосостояние становится и целью, и стилем жизни (и вдобавок это благосостояние добыто нечестным путем); люди-перевертыши, которые способны на все, даже продать собственную душу, пойти на преступление. Казалось бы, эти отрицательные черты должны постепенно исчезать по мере прогресса общества. Тем не менее, они остаются, и не столько в своих внешних проявлениях, сколько во внутренних – душах, сердцах людей. Эта проблема не стала новой и для Б. Олейника. Поэт рассуждает о добрых и плохих началах в человеческой душе на страницах поэмы “Крыло” (подзаголовок – “Новогодняя сказка”). Новогодней ночью каждый получает что-то в подарок, герои поэзии – крыла:

…Кому – валенки, кому – мед от простуды, …а этому аспиду, прости, Господи, – крыла?!

И в самом деле поэт использует сказочный сюжет: маленький мальчик приносит птицу с перебитым

крылом. Он присматривает за ней, заботится. И чудо-птица становится ему добрым товарищем и братом, “очеловечивается” извне – имеет вышитую рубашку, кеды. Выздоровев, птица каждую весну прилетала к своему спасателю, учила его летать, рассказывала о своих странствованиях. Автор использует аллегорию, утверждая, что человек должен жить мечтой, хотя бы в мыслях взлетать над повседневностью. Поэтому и благороднее, и счастливее становится маленький мальчуган. Как сирота, он горько плакал, провожая журавлей в путь. Между маленьким ребенком и птицей возникает взаимозависимость: “каждую весну буду прилетать, брат, так как крылом я к тебе прирос”. В отношениях “очеловеченной, птицы” и мальчика – птицы, главное – духовное общение, дружеская поддержка и понимание друг друга:

А потом над селом они взлетали, И звезды их прятались под крылья, И так обоим им хорошо было! И так в мире хорошо было!

Тем не менее эта идиллия поднимается… “Сосед-завистник”, человек, всем чужой и враждебный, убивает журавля посошком. Чтобы припрятать кражу, свидетелем которой невольно стала доверчивая птица. Из-за его смерти юноша теряет способность летать, он вдруг стареет:

…Крошились зубы, западали щеки, – и он становился столетним, древним дедом.

Вместо руки у главного героя появляется окровавленное “надломленное крыло”. Эта деталь-аллегория приобретает символическое значение, так как когда-то его “товарищ” сказал “…так как крылом я к тебе прирос”. Герой берет на себя смертельную боль крылатого побратима, убитого зверем в человеческом подобии, который совесть давно продал. Б. Олейник художественно решает проблему вины и наказания. Сосед-преступник страдает, так как каждый раз в полночь

…на пороге вырастал юноша С лицом серым, как сырая земля, Седевший от тумана.

“Как в ловушке волк”, заметался преступник, он даже обращается к суду, чтобы пересидеть в тюрьме некоторое время. Тем не менее, мудрый судья заметил всю горечь и гадость его преступления.

Наказание преступника – не в мучениях совести, а в вечном страхе за себя, так как он преступными действиями поставил себя вне законов человеческого существования. Надо беречь “небо” – эта аллегория – сердцевина поэмы Б. Олейника понимается сегодня так: человек должен жить высокими помыслами, и хотя нет наказания за убийство человеческой мечты, благосклонности, души, – это самое страшное преступление. Итак настало время нам, молодому поколению, осмотреться вокруг, увидеть над собой золотые звезды, синее небо, прислушаться к пению птиц. И ждать, когда к нам и в окно постучит журавль – символ счастья и согласия!



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...



Твір трагічне безсилля людини та її нездоланність.
Использование аллегоричных приемов в поэме Б. Олейника “Крыло”