Актуальность сатиры Маяковского

Сатира Маяковского нацелена против всего того, что символизировало и продолжает символизировать застой, пошлость и отсталость, – не только в стране, но и во всем мире. Его главной мишенью был и по сей день остается образ самодовольного эксплуататора, который, как в известном мультфильме, говорит: “Это у меня обед, а у них работа!”

Однако поэт никогда не драматизировал ситуацию, какой бы тяжелой для него лично и для общества, в частности, она ни была: главное-заставить людей смеяться над злом, а потом оно само потеряет свою силу. Именно

в этом и заключается сила творческого мастерства В. В. Маяковского.

Можно сказать, что практически все произведения Маяковского несут сатирический заряд или просто высмеивают что-то такое, что недостойно существовать не только в России, но и вообще в мире. Так, в одном из стихотворений он пишет о том, что негритенка родители учили есть маслины: хорошие – белым, а гнилые – черным. Это, конечно, сатира, но не юмор, потому что веселого в таком трагикомичном “учении” мало.

“Поэтохроника” – вот как называет Маяковский жанр своих поэм. Именно в них предполагалось раскрыть самые уродливые явления

окружающей его повседневной жизни.

Кругом тонула

Россия Блока…

Незнакомки, дымки севера

Шли на дно, как идут обломки

И обломки консервов…

Маяковский имеет в виду ту пошлость, которая обычно таится под подобными поэтическими выражениями, романтическими штампами,-обычная жесть, имитация чувства под внешней загадочностью, такая пошлость, которую надо сразу раскрывать и показывать миру, чтобы никого не вводила в заблуждение эта видимость “снаружи”.

Юрий Тынянов утверждал: “Маяковский возобновил поэтический образ, где-то утерянный со времен Державина”. Действительно, он сумел создать новый, предельно лаконичный и сильный по выражениям язык и отработал новую систему образов, призванных не душу нежить, а волю закалять. Именно сатира, юмористическое отношение ко всему и явились для Маяковского основополагающим средством: просто здоровый юмор, имеющий право на жизнь:

Вселенная спит,

Положив на лапу

С клещами звезд огромное ухо.

Так Маяковский определяет настоящий мир, в котором все естественно и небезобразно, а все надуманные образы просто уходят на дно, подобно пустым жестянкам. Именно Маяковский своей сатирой расчистил поэзию для новых произведений, дал дорогу новому творчеству, которое не искало бы каких-то теневых сторон, а просто рубило сплеча то, что должно быть разрублено и уничтожено.

Жизнь меняется каждый день, но сатира Маяковского по-прежнему остается актуальной. Поэт по-новому посмотрел на мир, который тихо спал в ожидании каких-то невероятных перемен, и сам внес эти перемены в мир, правда, еще не подготовленный к его экспериментаторству.

Только уголь даст хлеб.

Только уголь даст одежду.

Только уголь даст тепло.

А угля добываем все меньше

И меньше.

Как выйти из этого положения?

Делайте предложения!

Это – прямая сатира по-маяковски: в самом деле, зачем делать, когда можно просто так хорошо поговорить! Не от этого ли угля все меньше и меньше – не от этих ли “предложений”?

После революции вступил в силу неоправданный оптимизм насчет дальнейших побед. Однако Маяковский знал, что на одном оптимизме светлое будущее не построишь, и призывал народ к действию:

На арену!

С купцами сражаться иди!

Надо счетами бить учиться.

Пусть “всерьез и надолго”,

Но там,

Впереди,

Может новый

Октябрь случиться.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

Актуальность сатиры Маяковского