Смешное и трагическое в комедии Д. И. Фонвизина “Недоросль”
Все это было бы смешно, если бы не было так грустно. М. Ю. Лермонтов.
Последние четыре десятилетия XVIII в. отличаются настоящим расцветом русской драматургии. Но классические комедия и трагедия далеко не исчерпывают ее жанровый состав. В драматургию начинают проникать произведения, не предусмотренные поэтикой классицизма, свидетельствующие о назревшей потребности в расширении границ и демократизации содержания театрального репертуара. Среди этих новинок прежде оказалась так называемая слезная комедия, то есть пьеса, сочетающая в себе
В “Недоросли”, по замечанию первого биографа Фонвизина, автор “уже не шутит, не смеется, а негодует на порок и клеймит его без пощады, если же и смешит, то смех, внушающий тогда им, не развлекает от впечатлений более глубоких и печальных”. Объектом осмеяния в комедии Фонвизина становится не частная жизнь дворян, а их общественная, служебная деятельность и крепостническая практика. Не довольствуясь одним изображением дворянского “злого нрава”, писатель стремится показать и его причины. Автор объясняет пороки людей их неправильным воспитанием и дремучим невежеством, представленным в пьесе в разных его проявлениях. Жанровая своеобразность произведения заключается в том, что “Недоросль”, по словам Жуковского, “полукомедия, полудрама”. Действительно, основа, костяк пьесы Фонвизина – комедия, но в нее привнесены серьезные и даже трогательные сцены. К ним можно отнести разговор Правдина из Стародумом, трогательно-назидательные беседы Стародума с Софьей и Мироном. Слезной драмой подсказан образ благородного резонера в лице Стародума, а также “страждущей добродетели” в лице Софии. В финале пьесы также соединились трогательное и глубоко моралистическое начала. Здесь госпожа догоняет страшное, совершенно непредвиденное ей наказание. Ее отвергает, грубо отталкивает Митрофан, которому она посвятила всю свою безграничную, хотя и неразумную любовь. Чувства, испытываемые к ней положительными героями – Софья, Стародум и Правдин, – сложные, неоднозначные. В них и жалость, и осуждение. Сильно звучит и заключительная реплика Стародума, обращенная к Простаковой: “Вот злого нрава достойные плоды” есть справедливая расплата за нарушение моральных и общественных норм.
Д. И. Фонвизину удалось создать яркую, поразительно верную картину моральной и общественной деградации дворянства конца XVIII в. Драматург использует все средства сатиры, обличает и критикует, высмеивает и осуждает, но его отношение к “благородному” состояния далеко от взгляда постороннего человека: “Я видел, – писал он, – от почетных предков отвергнутых потомков… Я дворянин, и вот что растерзали мое сердце”.
Комедия Фонвизина – чрезвычайно важная веха в истории нашей драматургии. Следующие за ней – “Горе от ума” Грибоедова и ” Ревизор ” Гоголя. “… Все побледневшее, – писал Гоголь, – перед двумя яркими произведениями: перед комедией Фонвизина”. “… У них уже не легкие насмешки над смешными сторонами общества, а раны и болезни нашего общества… Обе комедии взяли две разные эпохи. Одна поразила болезни от отсутствияобразования, другая – от плохо понятного образования”.