Сатирическое изображение царской империи в поэмах Тараса Шевченко “Сон” и “Кавказ”
Тарас Шевченко принадлежит к величайшим народным поэтам всемирной истории литературы. Его поэзия национальная и интернациональная. Он поднял не только тему украинского народа, который стонал под гнетом царизма, но и других порабощенных наций. В своих произведениях великий поэт страстно становился на защиту угнетаемых, разоблачая и осуждая тех, кто издевался над народами, унижал их. Поэмы “Сон” и “Кавказ” является свидетельством большой гражданской смелости Шевченко, несокрушимости его духа.
– Поэму “Сон” великий Кобзарь
Основное идейное направление Шевченкового “Сна” – политическое осуждение царизма как института власти. Образ царя Николая является олицетворением самодержавия
с его человеконенавистническими, хищническими принципами. Внимание лирического
героя, по моему мнению, более всего сосредоточено на этом образе. Свой гнев и
негодование рассказчик направляет прежде всего против царя. Так как все, что творится на закрепащенной Украине, в каторжной Сибири, в столичном Петербурге,
монархом, все преступления освящаются его всевластным именем.
Острие Шевченковой сатиры прежде всего направлено против великодержавных “богов” – царя и царицы. Сатирические портреты этих великих вельмож империи перерастают в карикатуры. “Ватюшка” – царь “сердитый”, “болтает”, вылез, будто с берлоги медведь”, “едва переносит ноги”, от похмелья аж посинел, “вылупил баньки из лба”, “будто бешеный гремит” и т. п.. Беспощадно насмехается поэт и с царицы. Она “будто опенок засушенный, тонкая, длинноногая, да еще и на бедствие, несчастная, качает главой”, “будто и цапля между птицами, скачет, бодрится”. Великодержавная пара, “будто сычи надутые”, совещаются “в отечестве… и новых петлицах, и в муштрах новейших”. Соседство в художественном контексте слов “отечество”, “муштра”, “петлицы” бесспорно, целиком понятно, оно раскрывает, что империя только и держится на военной силе и штыках.
Здесь же автор гневно казнит придворную знать, этих “блюдолизов”, ревностных служителей империи. Они “золотом облиты”, “будто кабаны отъевшиеся – мордастые, пузатые”.
Вершиной Шевченкового сатирического смеха есть гротескная картина, которую Иван Франко назвал “генеральным мордобитием”. Она раскрывает всю механику Русской империи, где все решается насилием. Итак, в поэме “Сон” идея изобличения империи и борьбы против нее есть сквозной. Соответственно трикартинной композиции произведения поэт трижды, каждый раз по-иному, провозглашает ее: первый раз – в риторическом вопросе “Долго ли еще на семь миру палачам властвовать?”, вторично – в лирическом обращении к революционерам-кайданникам – раскинуть свои дум-цветы, в третий раз – в картине, где обрисован царь после того, как исчезла его опора. Мы видим, как глубоко продуманная композиционная система помогает точному, яркому воплощению идейного содержания.
Великий певец порабощенного народа понимал, что в таком же угнетенном состоянии, как и украинский народ, находились и другие народы России. Рядом с поэмой “Сон” и многими другими произведениями, посвященных Украине, он пишет пламенное произведение “Кавказ”. Мировоззрение Шевченко расширяется. Отображая интересы и стремления трудящихся масс Украины, поэт вместе с тем обнаруживает глубокое понимание того, что положение всех угнетенных народов Русской империи одинаковое.
Поэма “Кавказ” отмечается исключительным богатством сатирических средств. Так, изображая царскую Россию как тюрьму народов, которую император и его слуги хотят выдать за страну общего благополучия, автор с сарказмом делает замечание:
А тюрьм, а люда!..
Что и считает!
От молдаванина до финна
На всех языках эссе молчит,
Так как благоденствует!
Читая поэму, мы ощущаем ненависть поэта к грабительской политике самодержавной России, к сатрапам-колонизаторам, которые слезами и кровью заливают земли горцев:
За горами горы, тучей обвитые,
Засеянные горем, кровью политые…
Пронявшись болями кавказских народов, автор выливает свой праведный гнев в строках, которые клеймят захватническую политику Русской империи, которая держится на крови и насилии.
А слез, а крови? Напоить
Всех императоров бы стало…
Не реки – море разлилось,
Огненное море.
Читатель вместе с поэтом ощущает гнев, когда речь идет о панах-либералах, которые только на словах защищали народ:
Вы любите на брате Шкуру, а не душу! – с негодованием бросает он “старшим братьям”.
Болея за судьбу угнетенного люда, автор высказывает твердую уверенность в освобождении порабощенных народов из колониального ярма: Встанет правда! Встанет воля!… Боритесь – поборете! Эти призывы-лозунги-призывы стали крылатыми на столетия.
С теплотой и любовью выписан в поэму образ Прометея. Как символ непокоренности, мужества и свободолюбия народов Кавказа: …и не выпьет Живительной крови, Оно снова оживает и смеется снова. В бессмертии Прометея – бессмертие народа. Уверенно звучат слова поэта: Не умирает душа наша, Не умирает воля. В поэме “Кавказ” автор развенчивает захватническую политику царского самодержавия и прославляет свободолюбивый дух народов Кавказа и всех народов мира.
Рожденные конкретными историческими условиями прошлого столетия, идеи и образы поэм “Сон” и “Кавказ” своим значением выходят за пределы той эпохи, так как в них отразились такие закономерности общественного развития, которые предоставляют им жизненной силы на века. Ненавидя войну, Тарас Шевченко призвал угнетаемые народы России воевать против, общего врага – Русской империи.