Романтические мотивы в лирике М. И. Цветаевой
Чтение наизусть одного из стихотворений. Удивительная личностная наполненность, глубина чувств и сила воображения позволяли М. И. Цветаевой на протяжении всей жизни – а для нее характерно романтическое ощущение единства жизни и творчества – черпать поэтическое вдохновение из безграничной, непредсказуемой и в то же время постоянной, как море, собственной души. Иными словами, от рождения до смерти, от первых стихотворных строчек до последнего вздоха она оставалась, если следовать ее собственному определению, “чистым лириком”.
Одна
Поэзия
По улицам оставленной Москвы
Поеду – я, и побредете – вы.
И не один дорогою отстанет,
И первый ком о крышку гроба грянет,
И наконец-то будет разрешен
Себялюбивый, одинокий сон.
(“Настанет день – печальный, говорят…”)
В стихах эмигрантских лет цветаевское противостояние миру и ее программный индивидуализм получают уже более конкретное обоснование: в эпоху испытаний и соблазнов поэт видит себя в числе немногих, сохранивших прямой путь чести и мужества, предельной искренности и неподкупности:
Некоторым, без кривизн,
Дорого дается жизнь.
(“Некоторым – не закон…”)
Но главное противостояние в мире Цветаевой – это вечное противостояние поэта и черни, творца и мещанина. Цветаева утверждает право творца на свой собственный мир, право на творчество. Подчеркивая вечность противостояния, она обращается к истории, мифу, преданию, наполняя их собственными чувствами и собственным мироощущением. Вспомним, что лирическая героиня Марины Цветаевой всегда равна ее личности. Поэтому многие сюжеты мировой культуры, вошедшие в ее поэзию, становятся иллюстрациями к ее лирическим размышлениям, а герои мировой истории и культуры – средством воплощения индивидуального “я”.
Схожі твори:
- Поэта далеко заводит речь (по лирике М. И. Цветаевой) Поэзия Цветаевой, чуткая на звуки, различала голоса бесчисленных дорог, уходящих в разные концы света, но одинаково обрывающихся в пучине войны: “Мировое началось во мгле кочевье…”. В канун революции Цветаева вслушивается в “новое звучание воздуха”. Родина, Россия входила в ее душу широким полем и высоким небом. Она жадно пьет из народного источника, словно предчувствуя, что надо […]...
- Развитие традиций женской поэзии в лирике Ахматовой и Цветаевой Любовный роман, развертывавшийся в предреволюционных стихах и Ахматовой и Цветаевой, был шире и многозначительней своих конкретных ситуаций. В их любовные романы входила эпоха. В сложной музыке ахматовской лирики жила и давала о себе знать особая, странная пугающая дисгармония. Она писала впоследствии, что постоянно слышала непонятный гул, как бы некое подземное клокотание, сдвиг и трение тех […]...
- “Еще меня любите…” (лирика Марины Цветаевой) Поэзия Марины Ивановны Цветаевой яркая, самобытная и неуемная, как и душа автора. Ее произведения напоминают корабли, которые штурмуют бурные воды океана. Цветаева ворвалась в литературу шквалом тем, образов и страстей. Сначала она пыталась понять источники собственной гениальности, природу вдохновения, обращаясь к своей яркой и порывистой натуре: Красной кистью Рябина зажглась. Падали листья. Я родилась. Спорили […]...
- Социальные мотивы в лирике А. Блока Поэтическое творчество А. Блока – одного из величайших поэтов в истории русской лирики – было насыщено духом современной ему эпохи, противоречивым, тревожным, пронизанным ощущением близкой катастрофы. Его поэзия стала воплощением духовных исканий русской интеллигенции того времени, разочарований в вековых идеалах, ненавидящей настоящее, жаждущий восстановления. Надо сказать, что герой ранних произведений Блока, к примеру, цикла о […]...
- Трагичность поэзии М. Цветаевой Жизнь и творчество М. Цветаевой отмечены напряженной трагедийностью. Ее стихия – душевное горение, безмерность чувств, постоянный выход за пределы нормы, состояние конфликта с окружающим миром: Что же мне делать, певцу и первенцу, В мире, где наичернейший – сер! Где вдохновенье хранят, как в термосе! С этой безмерностью в мире мер?! Эти строки – воплощение отчаянного […]...
- Тема поэта и поэзии в творчестве М. Цветаевой В 1929 году в Медоне своему другу Марку Слониму М. Цветаева сказала: “Вот у Бодлера поэт – это альбатрос… ну какой же я – альбатрос? Просто ощипанная пичуга, замерзающая от холода, а вернее всего – потусторонний дух, случайно попавший на эту чуждую, страшную землю”. Такая раздвоенность – жизнь одновременно земная и духовная, творческая – обусловила […]...
- Философские размышления в любовной лирики Ахматовой. Философские мотивы в поздней лирике Ахматовой Анна Ахматова не любила, когда ее называли поэтессой, она предпочитала слово “поэт”. Я считаю Ахматову именно Поэтом, Поэтом с большой буквы. Ахматовская лирика претерпела изменения по мере ее взросления, но некоторые темы возникают в ее стихах на протяжении всего творческого пути поэта. Лирика Анны Ахматовой начального периода – это лирика любовная. Лирическая героиня ее стихов […]...
- Творчество М. Цветаевой: рассказ о себе Творчество М. Цветаевой – одно из самых своеобразных явлений литературы Серебряного века. Оно отмечено прежде всего глубинным единством жизни и слова о ней, напряженной исповедал ьнос-тью, искренностью, открытостью. Уже в первых своих сборниках (в Вечерний альбом “, “Волшебный фонарь”) М. Цветаева открывает читателю очень интимный, таинственный мир: По роялю бродит сонный луч, Поиграть? Давно утерян […]...
- Талант Марины Ивановны Цветаевой Талант Марины Ивановны Цветаевой проявился очень рано. С детских лет ее душа стремилась много понять и прочувствовать, узнать и оценить. Конечно же, такая пылкая и порывистая натура не могла не любить и обойти стороной великое чувство любви в своем творчестве. Любовь в лирике Марины Ивановны – безграничное море, неуправляемая стихия, которая полностью захватывает и поглощает. […]...
- Ранняя лирика Ахматовой и Цветаевой В начале XX века в ряду блистательных имен женской поэзии появились два ярких имени – Анна Ахматова и Марина Цветаева. Будет ли преувеличением сказать, что в эту пору “серебряный век” русской поэзии обрел своих цариц, не уступавших масштабом дарования давно и признанно “коронованным” В. Брюсову и А. Блоку, С. Есенину и Б. Пастернаку? За всю […]...
- Эволюция Ахматовой от “я” до “мы” и трагическое одиночество Цветаевой Между ранней любовной лирикой и поздним творчеством и Ахматовой и Цветаевой – огромная полоса: тут были смерть, разруха, потери, предательства, перевернутый быт, безысходное ощущение катастрофы, было все, что только может выпасть на долю человека, застигнутого сменой эпохи. Но как все живое, их лирика продолжала жить, отказывалась быть надгробным украшением. “Скрытый двигатель” поэзии Цветаевой – жадная […]...
- Образ певца Орфея в поэзии Цветаевой Образ мифического фракийского певца Орфея, создателя музыки и стихосложения, привлекал М. Цветаеву своей трагической судьбой, которая чем-то напоминала ей свою собственную. В декабре 1921 года, когда создавалось это стихотворение, душа поэтессы разрывалась от тревоги не только за то, как сложится ее дальнейшая жизнь – вспомним, что была почти прервана связь с мужем, Сергеем Эфроном, оказавшимся […]...
- Анализ сборника поэзий Гумилева “Романтические цветы” Духовные запросы поэта: Это чувствуется во второй книге – “Романтические цветы” (1908), при всем ее коренном отличии от первой. В период, их разделявший, Гумилев окончил Царскосельскую гимназию, 1907-1908 годы прожил во Франции, где опубликовал “Романтические цветы”, из Парижа совершил путешествие в Африку. Новые Впечатления отлились в особую образную систему. Пережитое обусловило другие эмоции. Тем не […]...
- Образ Иисуса Христа в творчестве Марины Цветаевой Следует, говоря о нравственно-этическом воспитании будущей поэтессы, отметить, что в семье Цветаевых не было систематического религиозного воспитания (как оно описывается во многих воспоминаниях детства – церковные традиции, усердное посещение церквей, молитвы). По свидетельству Анастасии Цветаевой, родители праздновали христианские праздники (Рождество, Пасха), прививали любовь к ним детям, знакомили с библейскими легендами, евангельскими притчами, религиозными обрядами, но […]...
- “Повесть о Сонечке” Цветаевой в кратком изложении “Повесть о Сонечке” рассказывает о самом романтическом периоде в биографии Марины Цветаевой – о ее московской жизни в 1919 -1920 гг. в Борисоглебском переулке. Это время неопределенности, нищеты, преследований. И вместе с тем это время великого перелома, в котором есть что-то романтическое и великое, и за торжеством быдла просматривается подлинная трагедия исторического закона. Настоящее скудно, […]...
- Тема любви в лирике А. Блока Тема любви – одна из самых главных тем мировой литературы. Этому прекрасному чувству посвящали проникновенные строки В. Шекспир и Ф. Петрарка, Р. М. Рильке и П. Верлен, Ф. Тютчев и А. Фет. В чем же своеобразие любовной лирики А. Блока? В литературу начала XX века А. Блок входит как поэт “туманной” любви, неземной и возвышенной. […]...
- Цветы поэтики Цветаевой Необычайная обнаженность чувств в ее поэзии поражала современников. Валерий Брюсов писал, что от чтения стихов Цветаевой ему бывает неловко – словно подсмотрел в замочную скважину. Если любовь – то сердце рвется от боли, если радость – то – О, дай мне умереть, покуда Вся жизнь как книга для меня. И с юности – неизменное ожидание […]...
- Основные мотивы поэзии П. Кулиша Пантелеймон Кулиш является автором пяти поэтических сборников и десяти поэм, множества переводов, баллад, дум, басен. Такое значительное поэтическое творчество охватывает много тем, но в центре постоянной и неоспоримой любви поэта стоит Украина. Во многом поэтическое творчество Кулиша соотносится с творчеством Тараса Шевченко. Единственное, что он не воспринимал – это радикализм шевченковского слова. Бунтарство, гайдаматчина, восстания, […]...
- Образец сочинения – Основные мотивы поэзии А. Ахматовой Творчество великого художника – реалиста ли, модерниста – заключает в себе целый мир, все бытие в его многообразии. Однако всегда существуют какие-то наиболее общие, универсальные темы и образы, присущие произведениям того или иного автора. Так и творчество А. Ахматовой в целом определено рядом основных идей и мотивов, нашедших свое развитие в ее стихах. Пожалуй, для […]...
- Романтические герои Горького Максим Горький известен нам как классик пролетарской литературы. В его творчестве нашли отражение реальные события начала XX века, которые потрясли Россию и весь мир. Певец революции, М. Горький вошел в историю литературы не только как реалист. На раннем этапе творчества писатель обратился к романтизму, благодаря которому создал ряд ярких литературных образов. Горького привлекало в романтизме […]...
- Любовь – великое чувство (по лирике Тютчева) Стихотворение “Последняя любовь”, написанное в “денисьевский период”, принадлежит к числу шедевров русской лирики. Это стихотворение проникнуто желанием остановить “чудное мгновенье”. Это заклинание, обращенное к всемогущей судьбе с просьбой продлить очарование предзакатной любви. В течение 14 лет продолжались отношения Тютчева и Денисьевой. У них было трое детей. Смерть Елены Александровны от чахотки 4 августа 1864 года […]...
- Образ Ісуса Христа у творчості Марини Цветаевой Треба, говорячи про морально-етичне виховання майбутньої поетеси, відзначити, що в сім’ї Цветаевих не було систематичного релігійного виховання (як воно описується в багатьох спогадах дитинства – церковні традиції, старанне відвідування церков, молитви). За свідченням Настасії Цветаевой, батьки святкували християнські свята (Різдво, Великдень), прищеплювали любов до них дітям, знайомили з біблійними легендами, євангельськими притчами, релігійними обрядами, але […]...
- Мотивы ранней поэзии П. Тычины Начало XX века в украинской литературе ознаменовалось появлением и утверждением целого созвездия поэтов. В нем яркой звездой засияло талантливое слово П. Г. Тычины. Это поэт необычный, самобытный, сложный поэт-гуманист. Его нужно сердцем почувствовать, умом постичь. Исполненное философским смыслом, художественное совершенное слово поэта звучит с нежностью и любовью, правдой и добром. Максим Рыльский, характеризуя индивидуальную неповторимость […]...
- Тема униженного обездоленного человека в лирике А. Блока Александр Блок был романтическим поэтом не только по системе отображения жизни, но и по духу ее восприятия. Он творил в порыве вдохновения, и эта способность осталась у него на всю жизнь. Через душу А. Блока прошли все потрясения его времени. Лирический герой его произведений заблуждался, радовался, отрицал, приветствовал. Это был путь поэта к людям, путь […]...
- Ведущая тема творчества в лирике А. С. Пушкина Тема поэта и поэзии была ведущей в творчестве Пушкина на протяжении всей его жизни. Менялись идеалы свободы, творчества, вдохновения, счастья, но постоянной оставалась тема поэтического призвания и назначения поэта и поэзии в общественной жизни. В своем творчестве Пушкин обращался и к традиционным формам поэзии, и к прозе, и к белому стиху. Он относился к тем […]...
- Какие основные мотивы лирики Лермонтова? М. Ю. Лермонтов – духовный приемник Пушкина. Он отражал в своих произведениях размышления о своем поколении, о времени, о себе, о Родине. Все стихи поэта рождались из “пламя и света”, т. е. из бури чувств и напряженно вьющийся мысли. Так как большинство произведений Лермонтова написаны в годы реакции, многие из них проникнуты горечью одиночества, сознанием […]...
- ЛИРИЧЕСКИЕ МОТИВЫ В РОМАНЕ “ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ” М. Ю. Лермонтов – поэт поколения 30-х годов XIX века. “Очевидно, – писал Белинский, – что Лермонтов поэт совсем другой эпохи и что его поэзия – совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества.” Эпоха безвременья, политической реакции после восстания декабристов в 1825 году, разочарования в прежних идеалах породила такого поэта, как М, Ю. […]...
- Сочинение на тему: Мотивы ранней поэзии П. Г. Тычины Начало XX столетия в украинской литературе ознаменовалось появлением и утверждением целого созвездия поэтов. В нем яркой звездой засияло талантливое слово П. Г. Тычины. Это поэт необыкновенный, самобытный, сложный поэт-гуманист. Его нужно сердцем ощутить, умом постигнуть. Преисполненное философским содержанием, художественно завершенное слово поэта звучит нежностью и любовью, правдой и добром. Максим Рыльский, характеризуя индивидуальную неповторимость поэзии […]...
- Философские мотивы лирики Н. А. Заболоцкого Огромное влияние на творчество Заболоцкого, на его философские взгляды, оказывали такие поэты, как Пушкин, к чьему поэтическому языку он всегда стремился, и Хлебников, а так же украинский философ, гуманист и просветитель восемнадцатого века Григорий Сковорода. В своем творчестве Заболоцкий обращается к природе в период вторжения в нее человека, когда человек возомнил себе, что растительный и […]...
- Философские вопросы бытия в лирике С. А. Есенина В своей философской лирике Есенин ставит множество вопросов, обращенных в первую очередь к самому себе: чем я жил, что я успел, для чего пришел в этот ми? Есенин всегда ощущал себя частью этого мира. Часто он находил отклик своим мыслям в мире природы, поэтому его философская лирика темно переплетается с пейзажной и наполнена аналогиями между […]...
- Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо (по лирике В. Маяковского) Эпоха, в которую жил Маяковский, была временем огромных потрясений в жизни страны, и поэт такого масштаба, несомненно, не мог стоять в стороне от происходящего. Активная общественная позиция Маяковского выразилась прежде всего в его творческой деятельности: он пишет киносценарии для нового советского кино, много печатается в газетах, ездит с публичными выступлениями по городам страны, работает в […]...
- Влюбленный в красу слов (основные мотивы лирики М. Зерова) Современникам В истории украинской литературы приоткрываются все новые и новые имена интеллигентов – литераторов. настоящих патриотов своей земли. Они идут к нам из небытия и переходят в бессмертие. Среди многих таких имен – имя Николая Зерова, отца украинского неоклассицизма. Творческое наследство Зерова значительное и многогранное: он оставил нам стихи, написанные в разных жанрах, поэтические переводы, […]...
- Картины родной природы в лирике А. С. Пушкина И забываю мир, И в сладкой тишине Я сладко усыплен… А. С. Пушкин. Пушкин “начало всех начал”, он целый мир русской души, богатой и взбалмошной, волнующей и нежной. Великий поэт отразил многообразие русской жизни первой четверти XIX века. Он говорил о свободе, разоблачая крепостное право, “тиранов мира”, был певцом дружбы и любви. Важное место в […]...
- Лирический герой в лирике Лермонтова Особенностью лирики Лермонтова, на мой взгляд, является внутреннее единство лирического героя. Герой постепенно меняется, “движется”, но движение это значительно замедлено по сравнению с развитием лирических героев других поэтов ХIХ века. К концу творчества в лирике Лермонтова все чаще появляется образ простого, обычного, усталого человека, совсем непохожего на героя ранней лирики. Однако между этими героями существует […]...
- Тема дружбы в лирике А. С. Пушкина Тема дружбы проходит через все творчество Пушкина, начиная с лицейского периода и заканчивая последним годом жизни. Пафос дружеской лирики лицейского периода состоит в составлении некоей оппозиции классицистическим ценностям. Лирика Пушкина этого периода насыщена анакреонтической тематикой, которая состоит в воспевании эпикурейских ценностей. В стихотворении “Пирующие студенты” поэтизируется веселая пирушка, воспевается вино и радости беззаботного дружеского общения: […]...
- Поэт и поэзия в лирике Анны Ахматовой “Поэт в России больше, чем поэт”, – гласит известное изречение. Возможно, именно этим обусловлено пристальное внимание к теме поэта и поэзии в русской литературе. Поэт и толпа, поэт и правда, поэт и зло – размышления об этих проблемах стали традиционными в отечественной поэзии. Пророк, изгой, сеятель “разумного, доброго, вечного”, небожитель, слуга народа – таким представляли […]...
- Нравственный выбор в лирике Н. А. Некрасова Каждое время рождает своего поэта. Во второй половине прошлого века не было поэта популярнее, чем Н. А. Некрасов. Он не только сочувствовал народу, но отождествлял себя с крестьянской Россией, потрясал сердца современников картинами рабства и нищеты, нотами искреннего Горького покаяния. В одном из своих выступлений о Пушкине Достоевский говорил о “всемирной отзывчивости” поэта, умевшего чувствовать […]...
- Unusual Notice Mr. Robinson had to travel somewhere on business, and as he was in a hurry, he decided to go by air. He liked sitting beside a window when he was flying, so when he got on to the plane, he looked for a window seat. He found that all of them had already been taken […]...
- Основные мотивы лирики Ф. И. Тютчева Наверное, нет человека, который, прочитав хоть однажды стихи Тютчева, останется к ним равнодушным. Поэзия Тютчева дышит свежестью и чистотой, земной красотой и космическим совершенством. Тютчев умеет описать то простое, что мы видим в мире, такими необычными словами, что оно предстает перед нами совсем в другом мире. Только Тютчев может уравнять “нежную улыбку увядания” со “стыдливостью […]...
- Сочинение по лирике О. Хайяма Восточный мудрец и поэт Абу Али был учителем молодого Омара Хайяма, ставшего впоследствии выдающимся поэтом. Имя Хайяма зазвучало во всем мире. Его стихи стали переводить на все языки и с восхищением читать и взрослые, и дети. А в его творчестве главной темой прошла тема, определенная его учителем, – тема познания мира человеком. Разгадке тайны мироздания […]...