Роль символов в поэме А. Блока “Двенадцать”

Отношение Александра Блока к Октябрьской революции было неоднозначным. Он воспринимал ее скорее не как историческое событие, повлекшее изменения общественного уклада, а как событие, наполненное мистикой. Как борьбу нового мира со старым. Эта особенность восприятия поэтом революции и отразилась в его поэме ” Двенадцать “. Известно, что Александр Блок был одним из самых талантливых поэтов-символистов. И в поэме “Двенадцать” революция описана Блоком не прямо, а посредством символов. Она представляется в виде ветра, ветра перемен,

сносит все старое и несет новую жизнь:

Черный вечер. Белый снег. Ветер, ветер!

На ногах не стоит человек. Ветер, ветер – На всем Божьем свете.

Символы в поэме являются основным средством изображения. Они разнообразные и разные, и все глубокие по смысловой нагрузке. Например, старый мир Блок сравнивает с безродным псом:

Стоит буржуй, как пес голодный,

Стоит безмолвный, как вопрос

И старый мир как пес безродный,

Стоит за ним, поджав хвост.

Старый мир представлен в поэме еще несколькими способами-символами: барыня в каракуле, бабушкой, невеселым “товарищем попом”, “писателем”. Надо

сказать, что символика поэмы “Двенадцать” не только образная, а еще и цветовая: “Черный вечер, черное небо, черная злоба в грудь”- эти символы помогают нам со всей остротой представить, какая злость накопилась у тех двенадцати, которые идут по улице. Черный цвет говорит нам и о жестокости замыслов этих людей, которые готовы из-за своей ненависти на все. Души двенадцати черные, пустые и холодные. А белый снег – это символ новой жизни, очищения. И, что обращает на себя внимание, он падает с черного неба, из черных туч. Это тоже глубоко символично. Поэт хочет сказать, что новая жизнь придет из самых “черных” глубин. С тех глубин душевной пустоты двенадцати, которым “ничего не жаль”. Белые цвета используются Блоком для выражения его мысли о способности революции очистить старый мир от всего грязного – поэт в это искренне верил. Блок показывает и двойственность поступков двенадцати. С одной стороны, они идут к новой жизни, к справедливой расправе с “шелудивым псом”, с другой стороны, их руки омыты кровью реального человека. Бессмысленное убийство Катька – еще одно подтверждение полной душевной опустошенности. “Какая тьма” – говорит один из них. Тьма – это тоже символ, символ тьмы безверия. Недаром они радостно скандируют: “Свобода, эх, эх, без креста! Что же это за свобода?”.

Закрывайте этажи, Нынче будут грабежи!

Открывай погреба – Гуляет нынче голытьба…

Уж ножичком полоснем, полоснем! ..

Ты лети, буржуй, воробышком!

Но почему же тогда “В белом венчике из роз – впереди – Иисус Христос”? Этот символ поэмы наиболее сложный. Гумилев, обсуждая с Блоком эту тему, выразил мнение, что это место в поэме кажется ему “искусственно приклеенным”. Блок же на это ответил: “Мне тоже не нравится конец… Когда я закончил, я сам удивился: почему Христос. Но чем больше я вглядывался, тем яснее видел Христа”. Одни связывают присутствие в поэме этого символа с оправданием Блоком революции, другие, напротив, утверждают, что он хотел предупредить о ее страшной разрушительной силе.

Как бы то ни было, Александр Блок с помощью символа Христа – Бога и посланника Бога, напоминает нам о вечных ценностях – добре, красоте, любви. Они не должны быть забыты людьми в угоду даже самым справедливым социальным деяниям. Роль символов в поэме Блока “Двенадцать” очень велика. Если их обобщить, мы глубже проникнем в смысл поэмы – это не только борьба нового со старым, но и более широкое – противостояние света и тьмы, добра и зла. Символы позволяют нам также более отчетливо ощутить описанные поэтом события. Удачное художественное воплощение в поэме революционных событий поставило это произведение Блока в ряд наиболее ярких и правдивых произведений, посвященных этой тематике.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

Роль символов в поэме А. Блока “Двенадцать”