Революцией мобилизованный и призванный (по лирике В. Маяковского)
Революция – это крушение старого мира, которое ожидалось во всем дооктябрьском творчестве поэта, поэтому с ним связано ощущение перелома во всем, в том числе и творчестве. Владимир Маяковский призывал: “Дать бы революции такие же названия, как любимой в первый день дают”. Сам он искал – и находил – эти “названия”. Уже к первой годовщине Октября он слагает “Оду революции”. Маяковский видит двоякое отношение к революции: “Обывательское – О, будь ты трижды проклята!”, и “мое, поэтово: – “О четырежды славься,
Во время революционных событий время идет очень быстро (“Наш бой бег”), все постоянно находится в движении, с этим связана в творчестве поэта тема движения, потока и потопа.
Принять революцию для Маяковского значило – вместе со всеми
Маяковский впервые провозглашает, что поэзия – это работа. “Кто выше – поэт или техник, который ведет людей к общественной выгоде? – Оба”. “Мы равные. Товарищи в рабочей массе. Пролетарии тела и духа”. Поэт и рабочий должны быть вместе. Поэзия становится “сложнейшим, но производством”.
Маяковский решительно перечеркивает старую культуру: “В Полное собрание сочинений”, как в “норки классики забились”. Но жалости нет!
Вместо трагического мироощущения доминирующим пафосом его поэзии становятся оптимизм и героика. Основным методом его творчества первых послереволюционных лет явился революционный романтизм, главной темой – борьба за утверждение нового общества. Коммунизм и будущее стали для него практически синонимами. Новый строй оказался символом веры, этому поэт посвятил свое творчество и свою жизнь. С революцией, по словам Маяковского, входит в поэзию “новая стихия языка”. “Как его сделать поэтическим? Старые правила с “грезами, розами” и александрийским стихом не годятся. Как ввести разговорный язык в поэзию и как вывести поэзию из этих разговоров?”
Революция не только изменяет представления о поэте, она рождает новое, непохожее искусство. “Дайте новые формы, дайте новое “искусство”” – вот требование времени. Переиначиваются все поэтические атрибуты: “В новом свете раскроются поэтом опоганенные окаянные розы грезы, – розы столиц в лепестках площадей”.
Революция дает искусству новые жанры – марш, оду, приказ, возобновляется героический жанр (поэма “150 000 000”). Революция врывается в стихи звучанием. Отсюда – новое построение поэзии: грохот, гром, нагромождение звуков. “Есть еще хорошие буквы: Эр, Ша, Ща”. Возрастает роль аллитерации, к примеру: “Жаром, жженьем, железом, светом, жарь, лги, режь, рушь!” В стихотворении “Наш марш”, к примеру, слова сближаются не только по смыслу, но и по звуку: “бог – бег, топот – потоп, бой – бей”. В ритм стиха врывается барабанный бой: “Наш бог бег, сердце наш барабан”.
Революция заставляет поэта писать на новые темы: прославление народа, борьба с ее врагами – голодом, разрухой, спекуляцией, мещанством, обывательщиной. В стихах используются слова, до того немыслимые в поэтическом произведении: “ситный”, “селедка”, “мурло”… Многие из этих нововведенных слов – слова народные (“Пропала Россеичка! Загубили бедную. Новою найдем Россию. Всехсветную!”).
Революция требует абсолютно нового искусства – искусства плаката, агитации, призыва, рекламы. В 1919 году Маяковский пишет злободневную “Советскую Азбуку”, сразу после революции появляются первые сатирические стихи – обличение пороков языком времени. Сейчас многим увлечение Маяковского революционными мотивами может показаться наивным, но:
Я сам себя смирял, становясь на горло собственной песне!
Лишь социалистическая революция, убежден поэт, может осуществить право человека на счастье. И это делает ее неизбежной, а затем – и непобедимой.
Маяковскому важно уловить – и запечатлеть! – главное в облике эпохи, облике революции, революционного народа. Именно народа, а не принадлежащего ему человека: крупномасштабное изображение решительно преобладает в его стихах первых революционных лет Время меняет все вокруг и ставит вопрос: “Что делать поэту после революции?” И рождается новое понимание поэта.
“…Футуристы прошлое разгромили, пустив по ветру культуришки конфетти”, и революция позволяет “расправить спину искусства”, создать новое искусство. Роль армии искусства в революции – сражаться наравне со всеми и вести народ за собой. Нет смысла в домашнем искусстве, и Маяковский провозглашает: “На улицы, футуристы, барабанщики и поэты!” Поэт обязан “в сером хламе мира лить свое солнце стихов”. Искусство приобретает новой размах: “Улицы наши кисти, площади наша палитра”.После революции поэт наконец сливается со свои народом. Слова “мы”, “наш” появляются в первом же стихотворении о революции – “Наш марш”.
Народ, все 150 000 000 – имя автора стихов, народ же становится и новым героем поэзии Маяковского: “В бою славлю миллионы, вижу миллионы, миллионы пою”. Резко меняется и понимание Бога. Народ – это миллионы безбожников, язычников и атеистов, и поэтому время призывает нового бога.
Граждане! Сегодня рушится тысячелетие “Прежде”. Сегодня пересматривается миров основа. Сегодня до последней пуговицы в одежде жизнь переделаем снова.
Именно так! Революция несет обновление жизни от самых ее основ, и потому укрупняются масштабы поэтического изображения. Под “невероятной поступью” революционного народа “шагами ломаемая, звенит мостовая”, “толпы в небо вбивают топот”.
Революция для Маяковского – не тема, это атмосфера, вне которой он не может существовать. Ею определяется содержание, тональность, наконец, строй и звучание его стихотворений.