Разговор о деревне на примере произведений Г. Косынки
Перейдем к анализу произведений “Помолвка”, “За земельку”, “Политика”, “На золотых богов”, “Гармония”. Время, о котором пишет писатель, было сложным и неоднозначным. И автор стремится показать его таким, каким оно было на самом деле – жестоким и трагическим, да и не всегда понятным до конца его героям. Все они отстаивают свою правду, добывают в борьбе свое право на счастливую жизнь – кто честно, открыто, а кто коварно, с обманом, а то и силой, запугиванием и пролитой кровью. Обратимся к его рассказам.
В своих произведениях
Страстное слово Косынки было выразителем общественных мыслей и пылких чувств, преисполненных борьбы за освобождение человека, за его счастье. “За волю и жизнь. Правдивый путь, товарищ, путь борьбы… Это наш путь”, – твердо выбирают свою дорогу бедняки села Шубовки (“Сходка”). Революция показала все болячки жизни, а не сумела их решить. Лозунги и призывы: “Отбирай!”, “Грабь награбленное!”, “Кто не бедняк, тот враг народа!” – не всегда были справедливыми. А потому, когда читаешь рассказ “Помолвка”, ощущаешь, что писатель смотрит на мир из общечеловеческих позиций. Читая новеллы Григория Косынки, можно только удивляться, откуда этот солнцеясный талант, умение проникать глубоко в душу человека. Как непринужденно легко звучит каждое слово писателя, музыкантом плывет каждая его фраза. Так как все идет от жизни, от видения главного, важнейшего – человеческого сердца. Наверное, после В. Стефаника мы не имеем такого умения у писателя проникать и трепетно открывать крестьянскую душу, психологию земледельца, его большую и богатую внутреннюю красоту.
Вслушаемся лишь в слова простой женщины Мелашки (“Помолвка”), которая говорит с зажиточным крестьянином: “Как вам сказать,- сказала тихо Мелашка, – Ручаться за Михаила не буду. Его добрая воля: хочет – пусть сватает вашу Наталку, как она пойдет за него. А только кони, телеги ваши, Петр, ни к чему здесь. Вы же, кажется мне, сына моего соединяете, а не кони с телегами? Я не порицаю дочери вашей… Но вы, Петр, извините меня за слова, такое говорили, что мне слушать стыдно было. Хорошо знаете, что я из трудов своих век прожила, мне теми конями не ездить, а все-таки перепрятывать чужое добро я не буду”. Сколько в этих словах человеческого достоинства, простоты, самоуважения, благородства, душевной красоты!
Так как каждая строка, каждое слово на бумаге от большой любви к труженику и большим мучениям его страдающей судьбы. Мы по-людски должны понять и Петра Рудика, который, учился, честно работал, с трудностями разжился, поставил на ноги собственное хозяйство, а теперь должен от всего избавиться. И писатель здесь при остроконфронтационном конфликте находит тот ракурс, который разрешает нам видеть жизнь многогранно и объективно. В этом – сила его таланта. Новеллы Косынки – это выхваченные небольшие эпизоды из жизни села. Яркие, выразительные, весомые. Писатель умеет так строить свой рассказ, что не только зримо видишь, а и слышишь то, что происходит кругом. Здесь все живет, дышит, волнуется, печалится, радуется… Даже небо не голубое, на все реагирует, на все откликается: “Уже третий день, как ревут пушечные бои над окраинами Медвина; гремит, смеется вражеская артиллерия, а к небу поднимаются кроваво-красные языки пламени из крестьянского жилье…”. Так начинает свой рассказ Г. Косынка о трагическом бое бедняков за волю, за жизнь в новелле “На золотых богов”. Рисует зримо, эпически. На нескольких страницах – целая панорама, где бьется красная крестьянская воля, умирает на своих осьмушках и участках, но защищает телами, кровью свое жилье от армии “золотых богов”. Вот отважный сельский мальчик Сенька-Пулеметчик “летит солнечной пылью… и строчит умелой рукой по вражеским рядам. Вот уже пошли в бой с вилами, топорами, а враг – стеной налегает, чтобы разбить крестьянские ряды…”. Все пришло в движение. Все ожило, все действует. Писатель умеет дослушаться и услышать душу крестьянскую, услышать и воссоздать ту боль, то мучение, то горе, которое взывает в течение веков к человеческому уму и чувству.
Произведения Г. Косынки опираются на народную мораль. Писатель хорошо знал жизнь, быт, язык и психологию человека, умел не только наблюдать, анализировать, но и сопереживать. Образы, как правило, раскрываются словно изнутри – в раздумьях, наблюдениях, внутренних спорах.