Печально и смешно (на примере рассказов Чехова)



Творчество великого русского писателя Антона Павловича Чехова относится к концу XIX века. Он родился в 1860 году, то есть его рождение практически совпало с реформой 1861 года, и формирование личности писателя шло уже в послереформенной России, состояние которой он прекрасно изобразил в своих произведениях. Чрезвычайно интересно следить за похождениями его героев, смешных и трагичных, веселых и печальных, богатых и бедных. Поражает разнообразие показанных образов, жизненных ситуаций. Язык Чехова не похож на язык других писателей. Он очень красив, а главное, доступен и понятен, сразу видна главная мысль писателя, но эта простота и открытость, в первую очередь, свидетельствуют о глубине жизненного опыта автора.

Прекрасно показан образ народа, в произведениях Чехова героями являются люди всех классов общества, начиная от крепостных и заканчивая людьми, приближенными к государю. Тематика произведений Чехова иногда перекликается с тематикой таких писателей, как Ф. М. Достоевский, И. С. Тургенев, А. Н. Островский. Но Чехов глубоко индивидуален, его стиль, его точка зрения не похожи на стиль и точку зрения других авторов. Несомненно, Антон Павлович – великий писатель и драматург.

Наиболее близки и понятны для читателя великолепные рассказы писателя, как то: “Смерть чиновника”, “Умный дворник”, ” Ионыч “, “Кривое зеркало”, “Невеста”,

“О любви”. Это далеко не полный список. “Смерть чиновника” – мой любимый рассказ Чехова. Чинопочитание берет верх над жизнью чиновника. Это, конечно, преувеличение, но не слишком сильное, нравы чиновников действительно были близки к этому. В рассказе “Умный дворник” автор затрагивает чрезвычайно важную тему образования народа, но подчеркивает, что его самообразование практически невозможно. А тема положения женщины в обществе раскрывается в рассказе “Невеста”. Наде открывается впереди обеспеченная жизнь за спокойным, умным человеком, но она задает себе вопрос: “А что дальше?” А дальше – скучная жизнь без просвета. Мать говорит ей: “И не заметишь, как сама станешь старухой, и будет у тебя такая же строптивая дочка, как у меня”. Надя ужасается и выбирает возможность учиться, проявить себя.

Темы рассказов А. П. Чехова перекликаются с многогранной темой романа Ф. М. Достоевского ” Преступление и наказание “. В рассказах и в романе рассматриваются темы “униженных и оскорбленных”, человеческих отношений, любви, становления личности, положения женщины в обществе, нравственных переживаний.

Пьеса “Вишневый сад” поднимает социальную проблему: за кем будущее России? Дворянство уходит со статуса ведущего класса, но будущее не за такими, как Лопахин, который прямо себя оценивает: “Мой папаша был мужик, Идиот, меня не учил, а только бил спьяна и все палкой. В сущности, и я такой же болван и идиот”. Эти люди невежественны, хотя и деловые, но допускать их до высоких постов нельзя.

Рассказ “Палата №6” – тяжелое, на мой взгляд, произведение. Тяжела и проблема, поднимаемая в нем, проблема бедности России, людей, проблема сломанных судеб сумасшедших, которые не от хорошей жизни, конечно, стали такими.

А. П. Чехов – автор таких классических пьес, как “Вишневый сад”, “Чайка”, ” Три сестры “. Это классика театра. Трудно представить русскую драматургию без чеховских пьес, которые написаны живым, метким русским языком.

Актуальность чеховских произведений, я думаю, ни у кого не вызовет сомнений. По его жизненному опыту, изложенному в произведениях, мы учимся жить. Я давно уже поставил Антона Павловича в ряд своих любимых писателей, где есть А. С. Пушкин, А. С. Грибоедов, Ф. М. Достоевский и многие другие.

Автор “Моей жизни”, “Ионыча” “не судья своих персонажей, – говорил английский писатель Д. Пристли, – а беспристрастный свидетель”. Чеховских героев сложно понять, еще сложнее оценить, потому что они не напоминают нам те привычные образы русской классики, которые воплощали в своем характере авторскую идею. Еще современники упрекали Чехова в том, что он “безыдейный автор”. Да и сам Чехов так писал о своем герое: “Мой герой – и это одна из главных его черт – слишком беспечно относится к внутренней жизни окружающий, и в то время, когда около него плачут, ошибаются, лгут, он преспокойно трактует о театре, литературе”. Это не потому, что он циник: чеховский герой перестал верить в счастье, в жизнь, он втайне мечтает о том, что его страдания и сомнения кто-нибудь оценит и поймет. В чеховских рассказах нет положительных или отрицательных героев, все они “случайные” люди в “случайных” ситуациях. Это одна большая “скучная история” “неизвестного человека” русской классической литературы и очень знакомого героя 80-х годов девятнадцатого века.

Рассмотрим произведение “Ионыч”, которое относится к произведениям уже зрелого и талантливого писателя. На первый взгляд кажется, что создавался этот текст по классической модели русского реализма, где представлен типический герой в типических обстоятельствах. В записных книжках, набросках повести отмечено: “Ионыч. Ожирел. По вечерам ужинает в клубе за большим столом”.

“Филимоновы – талантливая семья… в скучном сером городе”. Мы видим, что повесть “Ионыч” рождается как бы из двух центров: туркинская семья и сам Ионыч – среда и герой. Но нет классического конфликта между “умной ненужностью” и “пошлым миром”. Дмитрий Старцев уже в первой части произведения воспринимает этот пошлый мир как “недурственный”, он, как и все гости, принимает условия игры. Ему кажется, что эти милые люди, особенно Котик, его понимают: “С ней он мог говорить о литературе, об искусстве, о чем угодно, мог жаловаться ей на жизнь…”, и не важно, что она иногда начинает некстати смеяться. Свидания героев проходят на лоне природы, в саду, как и должно быть в ситуации “русский человек”. “В их большом каменном доме было просторно и летом прохладно, половина окон выходила в старый тенистый сад, где весной пели соловьи…”, но дальше автор добавляет, “когда в доме сидели гости, то в кухне стучали ножами, во дворе пахло жаренным луком – и это всякий раз предвещало обильный и вкусный ужин”. Это-то больше всего и нравилось Ионычу.

В герое пробуждается жажда любви, и он, как воодушевленный романтик, отправляется на свидание ночью на кладбище. Страстный порыв, а не искреннее чувство, театральный жест. А не любовь – вот что руководит героем. Это подтверждается финальной фразой сцены на кладбище: “Ох, не надо бы полнеть!” – и мыслями Ионыча, когда он едет просить руки Котика: “А приданного они дадут, должно быть, немало”.

После разлуки и обоюдных разочарований герои вновь встречаются. Та же семейка, тот же сад, те же желания – избавиться от скуки. Котик пытается говорить о любви: “Я все эти дни думала о вас… Как же вы поживаете?”, но ответ Ионыча будет удручающим: “Как мы поживаем тут? Да ни как. Старимся, полнеем, опускаемся”. Так, история человеческой жизни в изображении Чехова начинается комично, но не смешно, а кончается печально и смешно.




1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...



Актуальність поеми кавказ у наш час.
Печально и смешно (на примере рассказов Чехова)