Проблема семейного счастья в драме Г. Ибсена “Кукольный дом”
Заканчивался насыщенный важными событиями, но относительно спокойный XIX век. Словно в предчувствии будущих исторических ураганов, человечество переживало социальные трагедии и морально-этические перевороты. Уже ничто не могло спасти общество от неотвратимых изменений, но человек должен был устоять, не потерять чувство собственного достоинства, не согнуться под житейским беспорядком. Но вообще, возможна ли защита от судьбы, которая стоит уже на пороге и стучит в дверь? Над этим и другими вопросами стал задумываться норвежский драматург
“Кукольный дом” поставил перед читателями и публикой непростые вопросы. Сам драматург был человеком сурового, но щедрого характера, и его всегда привлекали открытые, достойные любви люди, умеющие жертвовать не только своим благополучием, но и собой.
Торвальд даже собирается отстранить Нору от воспитания детей. Ситуация разрешается довольно просто: поняв, что поступил совсем непорядочно, Крогстад отказывается от своих притязаний, говоря, что ничто не угрожает Норе и Торвальду. Торвальд счастлив, однако, Нора уже не та. Женщина поняла, что, желая семейного счастья, она пошла на это преступление, а в результате потеряла чувство собственного достоинства. В руках мужа она стала любимой игрушкой. Дом, построенный на лжи и обмане, не может быть настоящим домом: словно игрушечный домик, он разрушается после первого наступления злой судьбы. Нора собирается уйти из дома. На вопрос обеспокоенного Торвальда, вернется ли она, звучит решительный ответ: “Для этого должно произойти чудо из чудес, чтобы совместная жизнь по-настоящему стала браком. Торвальд пытается удержать Нору, напоминая ей о так называемом “долге перед мужем и детьми”. В ответ он слышит то, что совсем не ожидал услышать: Нора отвечает, что она не только мать семейства, но “прежде всего человек, такой же, как и ты, – или, по крайней мере, должна стать человеком”. Своей драмой “Кукольный дом” Генрик Ибсен вскрыл глубокое несоответствие между благопристойной видимостью и внутренней порочностью изображаемой действительности, выразил протест против всей системы общественных установок, требуя максимальной эмансипации женщины.
Проблема расцвета и уничтожения таланта (по повести С. Васильченко “Талант”)
Степан Васильченко с детства мечтал стать учителем. Окончил Коростышевскую учительскую семинарию – и воплотил свою заветную мечту в жизнь. Поэтому лично видел приспособленцев, которые пропагандируют буржуазно-помещичью жизнь. Степан Васильченко называл себя сельским интеллигентом-пролетарием, народным учителем. По твердому убеждению писателя, учитель, несмотря на свое трагическое положение, должен бороться за себя, быть сильным и независимым. Такой и предстает перед нами главная героиня повести “Талант”. На пути молодой девушки к образованию становится ее собственный талант, ее влечение к искусству. С. Васильченко не показывает ее просветительской деятельности, а сразу переходит к трагической истории расцвета и уничтожения таланта Татьяны неблагоприятными условиями тогдашней действительности.
Характер учительницы Татьяны сложный. Сначала она кажется только легкомысленной, принимающей “баловство” регента церковного хора и писарей. Но чем дальше развиваются события, то ярче раскрывается эта мужественная, сильная и талантливая личность. Игра в народном театре, участие в церковном хоре, привычка “играть” в жизни – все это характеризует таланты Татьяны. “На удивление сильный, волшебного тембра голос”, способность сделать так, что “нельзя было от нее оторвать глаз”.
Впечатления о талантливости героини усиливаются от эпизода к эпизоду. Для героя-рассказчика, который ведет повествование в произведении, она – идеал, Божий дар. Но этот апогей славы не может расти дальше, как известно, на смену прекрасному, придет трагическое. Для Татьяны начинаются испытания. Так, после разговора-предупреждения с учителями, она признается: “Дано мне маленькую искорку святую… И осветила она мою жизнь бедную, счастьем нагрела мое сердце… Но пусть погаснет лучше искра во мне святая… когда отдам ее в поношение, или в болото втопчу”. Эти слова звучат как запев к судьбе Татьяны, которая таки восстала против мрака, коварства и прямого паскудства отца Василия. Хоть и сильная, но хрупкая, ранимая душа восстала против ханжеского лицемерия. “Показалось, везде с ветхих церковных стен посыпался порох. Каменные лики святых испуганно отлетели куда-то далеко…, слушая эту живую, несдержанную, с грешного мира скорбь, впервые закричала здесь между мертвыми стенами. Это был голос Татьяны, которая пережила смерть, любовь и первую попытку самоубийства. Он, как гром, ударил всех, кто присутствовал в церкви. Это – крик-предчувствие, крик-предостережение. От судьбы – не уйдешь!”.
Трагедия Татьяны – это трагедия народа. Оживить героиню уже не удалось никому. Ее глаза “скучают”, лицо улыбается “бледной улыбкой”, ей “мир воспротивился”, когда она узнала об измене паныча. К сожалению, Татьяна не разгадала этого студента. Героиня кончает жизнь самоубийством. С. Ваильченко трагизм финальной сцены подчеркивает пейзажными деталями: “Гаснут на стене тихо-радужные отблески огненных облаков. Темнеет небо, смутно темнеет сад, осенние художники его золотили и рисовали… “. Детали пейзажа приобретают черты “очеловечивания”, становятся болезненными и символическими:”И зашумело под окнами море сухих листьев… Море слез, море слез… “. Добро и красота нужны современному миру, потому творчество С. Васильченко до сих пор волнует молодого читателя. Ибо пока живет добро, порядочность, до тех пор будут жить люди в этом мире.