Образ летописца в драме А. С. Пушкина “Борис Годунов”

Одним из самых замечательных произведений, обращенных к истории России, является драма ” Борис Годунов “, поражающая широтой охвата русской жизни XVII века. Величайшее достижение Пушкина-драматурга проявилось в создании неповторимых характеров действующих персонажей. Одним из самых ярких образов в произведении является образ летописца Пимена. Полное представление о нем не может сложиться без описания монастырской кельи – это как раз “предполагаемые” обстоятельства, в которых и раскрывается характер героя.

Известно, что

за первой ремаркой в черновом варианте шло: “Летописец пишет, Григорий спит”. В окончательном варианте появилось: “Отец Пимен, Григорий спящий”. Но на самого летописца в этой сцене читатель смотрит глазами Григория. С какой непосредственностью и юношеским восторгом говорит Григорий о сосредоточенном, погруженном в занятие Пимене:

Как я люблю его спокойный вид,

Когда, душой в минувшем погруженный,

Он летопись свою ведет…

Создавая драму, Пушкин хотел подчеркнуть непроницаемость духовного мира Пимена, всю его недоступность для окружающего мира. Недаром Григорий “часто… угадать хотел, о чем он

пишет”:

Ни на челе высоком, ни во взорах

Нельзя прочесть его сокрытых дум.

Григорию летописец, “склонившийся над своими трудами”, больше напоминает дьяка, но все же сравнение это в большей степени внешнее.

Так точно дьяк в приказах поседелый,

Спокойно зрит на правых и виновных.

Добру и злу внимая равнодушен,

Не ведая ни жалости, ни гнева.

На самом деле Пимен совсем другой. Его нельзя назвать равнодушным к тому, о чем он повествует, а тем более к “добру и злу”: для Пимена зло есть зло, а благо – наивысшее человеческое счастье. С какой же болью говорит летописец Григорию о том, чему ему пришлось стать свидетелем: “Привел меня бог видеть злое дело, Кровавый грех”. Слова Пимена о случившемся злодеянии будут несколько раз повторены действующими лицами трагедии.

И как несчастье воспринимает Пимен венчание Бориса на царство, совершенное против божеских и человеческих законов:

О страшное, невиданное горе!

Прогневали мы бога, согрешили:

Владыкою себе цареубийцу

Мы нарекли…

И сколько печали, боли и сожаления в определении Пименом своей летописной повести:

Сей повестью плачевной заключу

Я летопись мою…

Наивысшее предназначение жизни летописца Пимен усматривает в том, чтобы потомки узнали всю правду о жизни своих предков, правду истории: “Да ведают потомки православных Земли родной минувшую судьбу…”

Это может показаться странным, но юношеская жизнь Пимена была наполнена “кипением страстей”. И лишь спустя много лет Пимен решил посвятить себя служению духовным целям:

Постой лоры лишь ведаю блаженство,

Как в монастырь господь меня привел.

Свое настоящее “блаженство” мудрый Пимен находит в размышлениях, в сосредоточенном писании. И его наивысшая мудрость – это вдохновенный труд. На склоне лет Пимена занимает лишь его “последнее сказанье”. Он весь в священном деле, которое совершается во имя высоких целей.

Сам Александр Сергеевич Пушкин замечал, что в образе Пимена нет никакого вымысла, это исторически достоверный характер. Писателю лишь хотелось собрать воедино те черты, которые он находил в старых летописях: простодушие, кротость, отсутствие суетности и пристрастности.






Наша дума наша пiсня.
Образ летописца в драме А. С. Пушкина “Борис Годунов”