Поэтический гений Евгения Плужника
Евгений Плужник… Много ли мы знаем об этом оригинальном и неповторимом поэте? У меня в руках сборник стихов поэта, выданный с помощью Качуровского в далеком Мюнхене. Листаю страницы сборника, читаю стихи, погружаюсь в мир малознакомого поэта-украинца. А через стихи поэта очерчивается в моих думах его жизнь. Значит, Плужник “негромким” был за жизнь, он был обречен на посмертное забвение, и только сегодня признан поэтом широкой гуманистической боли и тоски. Его жизнь была недлинная и не богатая на внешние события, литературная деятельность
Первая книжка стихов поэта вышла в 1926 году под названием “Дни”, вторая – в 1927 году под названием “Ранняя осень”. Вторая книга и есть последней прижизненной; все, что мы имеем ныне, печаталось в Европе и пришло к украинскому читателю в годы демократизации. Е. Плужник кроме произведений лирического жанра, писал романы, пьесы, сценарии
Лирика поэта отличается на фоне пусть избранных стихов 30- х годов, так как только ему присуще высокое и сложное искусство артистичного преображения составляющими импрессионизма, одного из самых оригинальных изобразительных искусств. Стихи Е. Плужника состоят из 2-3, редко 4-5 строф. Скобки, воплощенные в строфы, напряженные, взволнованные, психологически насыщенные, иногда они напоминают стихи похожие на газетно-политические геммы.
И все же… Уже первые стихи удостоверяют Плужника как певца преисполненного трагических звучаний гуманизма, который провозглашает идею абсолютной ценности жизни. А отсюда – осуждение братоубийственной войны, классовой ненависти: Прислонили к стенке человека. Извлечение нагана…
(“Прислонил к стенке человека…”)
Во многих стихах ранней лирики звучит непоколебимый протест против жестокости и бессмысленного разлива человеческой крови. В книжке ” На дне ” поэт высказал свой взгляд на проблему, очерченную общественной памятью.
И суть этого взгляда обрисовывается в эпиграфе к сборнику: Как страшно! Человеческое сердце к краю обнищало”. Как уже говорилось выше, стихи поэта имеют своеобразную структуру, в основном это стихи – миниатюры. Тем не менее, каждый из них – лирическая драма, в каждом сюжете – безвинная кровь, безвинная смерть, холодное убийство, трагедия преступно оборванной жизни, нерасцветшей молодости. Кто же стал жертвами революции и гражданской войны? Люди простые, добре, люди из народа. Рядом с этими образами встречаем в стихах поэта образы сознательных борцов за революцию. Поэт склоняет голову перед их моральным подвигом:
Состоялось. Цель моя далекая, я такой смерти не боюсь (“Ночью его велели на расстрел”)
Со стихами Е. Плужника в украинскую литературу вошел голос “общечеловеческой гуманности”, милосердие, с которым мы уже встречались в “Скорбной матери” П. Тычины, и в нем соединились две противоположные настроенности: трагически-мучительное переживание потерь и страстная вера в справедливое и человечное будущее. Во втором сборнике стихов Е. Плужник отходит от пафоса трагического оптимизма и романтической формы самопожертвования во имя будущего. Здесь присутствует мотив примирения, автор хочет примирения с “осенним покоем”, он поздравляет этот покой и даже говорит “прощайте” порываниям молодости.
Расположение духа лирического героя “осеннее”. И это и не удивительно, ведь у Евгения – туберкулез, который уже перешел в третью стадию, что и наложило свой отпечаток как на способ физического существования, так и на поэзию.
Окно в садик, и благоухание села Сдабривают мне отвратительность лекарства… Скажи, болячка, где ты сил взяла Маленькая радость раздуваю в большую? (“Равновесие”)
Под влиянием самочувствия появляется новый мотив в лирике Е. Плужника: искусство как утешение, как составление стихов о бесполезности стихосложения. Во втором сборнике поэта есть и философские стихи, героями которых выступают известные личности: М. Бажан, П. Тычина и т. п. Поэзия Е. Плужника ждет своего исследователя. И прежде всего – его синтаксис. Тем не менее уже современному читателю понятно, что этот автор – ловкий скульптор. В своих коротких миниатюрах он всегда говорит все и ничего не оставляет на домысливание читателю. Итог своего поэтического творчества он сделал сам в обращении к читателю, которое находим на последней странице “Равновесия”. “Суровому суду современников” он противопоставляет взвешенную оценку потомков, к которым всегда будет проговаривать его спокойная искренность.