Почему Островский назвал пьесу “Гроза”?
Появление пьесы Островского ” Гроза ” вызвало большой резонанс в обществе. Многочисленные споры об этом произведении не утихают до сих пор. Один из важнейших вопросов, который тревожит многих и современных критиков: “Почему Островский назвал свою пьесу “Гроза”?”.
Это очень интересный вопрос и для меня. На самом деле, случайно ли название пьесы именно “Гроза”. ” Ведь большинство других пьес А. Н. Островского соответствуют тому, что происходит в произведениях: “Не в свои сани не садись”, “Доходное место”,
В данной пьесе природное явление – гроза – стало катализатором, символом страха и проявлением отношения человека к обществу. И читатель видит, что абсолютно по-разному персонажи пьесы относятся
Кабаниха и Дикой держат мир в повиновении, страхе. На тот случай, если их ослушаются, перестанут подчиняться, они используют наказание молнией, как Божьей карой. “Гроза-то нам в наказание посылается”, – говорит Дикой. Громоотвод для него как символ неповиновения, а это ему не нужно.
Гроза идет в конце первого действия. Сумасшедшая старуха предрекает беду. Варвара смеется над кликушеством старухи. Она, как и Кулибин, прочно стоит на земле. Не перечит, но и не живет по чужим законам. Может быть, она и несколько безрассудна по молодости, сбегает с Кудряшом из дома. Но она сильная, она выплывет.
А как на грозу реагирует Катерина? Говорит: “Боюсь до смерти”.
Грозу, как сложное природной явление надо понять и принять. Но этого Катерина не понимает и не принимает. О существовании громоотводов она не знает – в прямом и, главное, в переносном смысле этого слова. Жить с этими жизненными катаклизмами для нее невозможно. Поэтому суицид закономерен. Лгать, изворачиваться, хитрить, как Варвара, она не умеет, а жить в страхе и одиночестве дальше не может.
Поэтому и выходит, что и в этой пьесе Островский обо всем произведении говорит в своем названии.
Схожі твори:
- Почему Добролюбов назвал характер Катерины “русским сильным характером”? Пьеса А. Н. Островского ” Гроза ” является одним из лучших его произведений. Борцом против “темного царства” выступает главная героиня пьесы – Катерина. В образе Катерины Островский показал решительный и цельный русский характер. Характер Катерины своеобразный. Добролюбов сказал об этом так: “Ничего нет в нем внешнего, чужого, а все выходит как-то изнутри его, всякое впечатление […]...
- Почему Н. А. Добролюбов назвал Катерину “лучом света в темном царстве”? Драма А. Н. Остовского ” Гроза ” несет в себе глубокий общественный смысл. В ней речь идет даже не о частной истории, произошедшей в провинциальном городке. “Гроза” прочитывается как трагедия общественных отношений и как трагедия рус-ской женщины в “темном царстве”. В этом самом “темном царстве” возникает яркая, светлая, способная на протест личность. Она, то есть […]...
- Краткое изложение Гроза Александра Островский А. Н. Островский Гроза События происходят в первой половине XIX в., в вымышленном приволжском городке Калинове. Первое действие – в общественном саду на высоком берегу Волги. Местный механик-самоучка Кулигин беседует с молодыми людьми – Кудряшом, приказчиком богатого купца Дикого, и мещанином Шапкиным – о грубых выходках и самодурстве Дикого. Затем появляется Борис, племянник Дикого, который […]...
- Почему погибла Катерина (по драме А. Н. Островского “Гроза”) Мы познакомились с главной героиней драмы А. Н. Островского ” Гроза “, окунулись в волшебный мир ее воспоминаний о детстве и юности, узнали черты ее характера, духовный мир, с горечью наблюдали трагический финал… Что же заставило молодую красивую женщину броситься с обрыва в Волгу? Может быть, ее гибель была случайностью или ее можно было избежать? […]...
- ОБРАЗ КАТЕРИНЫ в пьесе А. Н. Островского “Гроза” Сочинение по пьесе А. Н. Островского ” Гроза “. Пьеса А. Н. Островского “Гроза” была написана по материалам поездки Островского в 1856 году по Волге. Драматург задумал написать цикл пьес о провинциальном купечестве под общим названием “Ночи на Волге”. Но, к сожалению, замысел не был осуществлен. В 1859 году была написана первая драма цикла – […]...
- Художественное своеобразие пьесы Островского “Гроза” Прослушав “Грозу” в чтении автора, Тургенев писал в 1859 г., что эта пьеса – “удивительнейшее, великолепнейшее произведение русского, могучего, вполне овладевшего собой таланта”. Время подтвердило справедливость столь высокой оценки. Ни в одной из предшествующих пьес драматурга русская жизнь не была еще показана так широко, как в “Грозе”. Это нашло отражение даже в ее построении. Действие […]...
- РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ВТОРОСТЕПЕННЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ В ДРАМЕ “ГРОЗА” А. Н. Островский по праву считается певцом купеческой среды, отцом русской бытовой драмы, русского национального театра. Его перу принадлежит около 60 пьес, и одной из наиболее известных является ” Гроза “. А. Н. Добролюбов назвал пьесу Островского “Гроза” самым решительным произведением, так как “взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до трагических последствий… В […]...
- Мастерство речевых характеристик в драме А. Н. Островского “Гроза” В 1845 году Островский работал в Московском коммерческом суде канцелярским чиновником стола “для дел словесной расправы”. Перед ним раскрывался целый мир драматических конфликтов, звучало все разноголосое богатство живого великорусского языка. Приходилось угадывать характер человека по его речевому складу, по особенностям интонации. Воспитывался и оттачивался талант будущего мастера речевой характеристики персонажей в своих пьесах. Островский в […]...
- Город Калинов (по пьесе А. Н. Островского “Гроза”) В классической драматургии, несомненным представителем которой является А. Н. Островский, принципы построения любого произведения определяются единством трех условий, а именно: времени, места и действия. Что касается времени – оно занимает Двенадцать дней драматургической жизни героев. Место, где происходят основные события драмы ” Гроза “, автор определил достаточно точно – некий город Калинов, в пространстве которого […]...
- Варвара и Катерина в драме А. Н. Островского “Гроза” В 1856 году Островский участвовал в “Литературной экспедиции”, организованной Морским министерством с целью изучения быта и нравов приволжских жителей, занимающихся рыболовством и судоходством. Островский взял на себя исследование быта жителей Верхней Волги. Материалы его наблюдений послужили основой для создания цикла произведений. Одна из этих пьес – драма ” Гроза “. “Гроза” была начата в июне […]...
- Какие события побудили к самоубийству Катерину в пьесе “Гроза” А. Н. Островского по праву считают певцом купеческой среды, отцом русской бытовой драмы, русского театра. Его перу принадлежат около 60 пьес, из которых наиболее известны такие, как ” Бесприданница “, “Поздняя любовь”, “Лес”, “На всякого мудреца довольно простоты”, “Свои люди – сочтемся”, ” Гроза ” и многие другие. А. Н. Добролюбов назвал пьесу Островского “Гроза” […]...
- Почему Кулигина нельзя назвать “лучом света в темном царстве”? В основу главного конфликта пьесы Островского ” Гроза ” положен извечный конфликт старого с новым, “века минувшего” с “веком нынешним”, “темного царства” со светлым началом. В произведении изображена затхлая атмосфера провинциального волжского городка Калинова с ее невежеством, грубостью, ханжеством, властью старших. “Жестокие нравы” царят в этом городе: люди перестали радоваться жизни, красоте, живут за высокими […]...
- “Гроза” в пьесе Островского как социальное явление В пьесах Островского отразилась, словно в зеркале, вся жизнь русского купечества. Драма ” Гроза ” показывает читателю достоверную картину трагедии, которую можно считать совершенно обыденным явлением для купеческой среды. Быт и нравы русского купечества были способны довести человека до нравственной и физической гибели, и Островский в своих произведениях показывает все ужасные в своей обыденности и […]...
- Изложение с элементами рецензии на пьесу Андреева “Жизнь человека” Осенью 1906 года Андреев написал пьесу “Жизнь человека”, вызвавшую бурные отклики. В большинстве случаев отзывы были отрицательны. Писателя единодушно обвиняли в пессимизме, для чего были основания, ибо концепция человека и его судьбы в пьесе откровенно пессимистична. В драме прослежена жизнь человека с момента его рождения до последнего вздоха, жизнь человека вообще. Здесь доведено до предела […]...
- Катерина в кругу героев пьесы “Гроза” А. Н. Островский в пьесе ” Гроза ” разделил людей на две категории. Одни – угнетатели “темного царства”, другие – забитые ими люди. Начну с угнетателей. Они тоже очень разные люди и по-разному относятся к ближним. Дикой – человек грубый, невежественный и жадный. О нем говорят: “Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать […]...
- Островский был человеком большого сердца Островский, сердце которого знало цену страсти, говорил близким, что понимает Фауста, пожелавшего, “когда ему вернули молодость,- не власти и богатства, не бессмертия, а простой женской любви. Это сильнее смерти…” По воспоминаниям современников, Н. Островский бережно относился к женщине. Ему претила любая развязность, даже грубая храбрость “лихих девчонок”, он любовался женственностью, всегда заботился о том, чтобы […]...
- ПРОБЛЕМА ПОКАЯНИЯ В ПЬЕСЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО “ГРОЗА” В трагедии Островского ” Гроза ” были широко поставлены проблемы нравственности. На примере провинциального города Калинова автор показал царящие там нравы. Он изобразил жестокость людей, живущих по старинке, по “Домострою”, и разгульность молодого поколения. Все персонажи трагедии можно разделить на две группы. Одни считают, что можно получить прощение за любой грех, если потом покаяться, а […]...
- Катерина и Варвара. Сравнительная характеристика героинь драмы А. Н. Островского “Гроза” Драма Александра Николаевича Островского ” Гроза ” – самое значительное и итоговое произведение первой половины творчества писателя. В “Грозе” Островский возвратился к своей излюбленной тематике, к изображению семейно-бытового конфликта его внутреннем драматическом развитии, довел до решительной развязки и тем самым впервые вышел за пределы комедийного жанра. В “Грозе” драматург нашел характер более значительный, че в […]...
- – Образ Екатерины, его идейный смысл в драме А. Н. Островского “Гроза” Существует версия, что Островский писал “Грозу”, будучи влюбленным в замужнюю актрису Малого театра Любу Косицкую. Именно для нее он писал свою Катерину, именно она ее и сыграла. Однако актриса не ответила на пламенную любовь писателя – она любила другого, который позже довел ее до нищеты и ранней смерти. Но тогда, в 1859г, Любовь Павловна играла […]...
- ПРОТЕСТ КАТЕРИНЫ В ДРАМЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО “ГРОЗА” А. Н. Островского, автора многочисленных пьес о купечестве, создателя репертуара для русского национального театра по праву считают “певцом купеческого быта”. И сидит он, изваянный резцом скульптора Андреева, у входа в Малый театр, и напоминает нам о прошлом, о темном, страшном и одновременно смешном мире своих многочисленных героев: Глумовых, Болыновых, Подхалюзиных, Диких и Кабановых. Изображение мира […]...
- События и характеры в образах персонажей драмы “Гроза” “… Мир затаенной, тихой вздыхающей скорби” изображает драматург, воплощая его события и характеры в образах персонажей драмы ” Гроза “, и очевидно, что слова Н. Добролюбова помогают точнее дать жанровое определение произведения. “… Мир тупой, ноющей боли, мир тюремного, гробового безмолвия…” – но целый мир, а не фрагмент его, – мир, взятый во всей полноте […]...
- Последнее свидание Катерины с Борисом (Анализ сцены из 5 действия драмы А. Н. Островского “Гроза”) Драма А. Н. Островского ” Гроза ” рассказывает о трагической судьбе женщины, которая не смогла переступить через патриархальные устои домостроя, не смогла сражаться за свою любовь, и поэтому добровольно ушла из жизни. Сцена объяснения главной героини пьесы Катерины с ее возлюбленным Борисом происходит в финале, она является трагической развязкой отношений этих персонажей. Обратимся к этой […]...
- Почему литература XIX века считается классикой? Подъем народного самосознания, обострение классовой борьбы, развитие общественно-политической мысли в начале XIX века вызвали борьбу и в литературе. Ожесточенные споры велись по целому ряду важных вопросов: об отношении литературы к действительности, о народности и самобытности русской литературы, об отношении ее к устному народному творчеству, к западне европейским литературам, о литературных направлениях, о языке. Никогда до […]...
- Типичность образов: Дикой и Кабаниха в пьесе “Гроза” Осень 1859 года. Премьера в Московском Малом театре. Великие актеры играют пьесу великого драматурга. Об этом произведении будут написаны трактаты, в полемике о нем сойдутся Н. Добролюбов и А. Григорьев. Эта пьеса пройдет по многим сценам мира, но все это будет позже, а пока Малый театр впервые ставит новую пьесу А. Н. Островского ” Гроза […]...
- Unusual Notice Mr. Robinson had to travel somewhere on business, and as he was in a hurry, he decided to go by air. He liked sitting beside a window when he was flying, so when he got on to the plane, he looked for a window seat. He found that all of them had already been taken […]...
- Сила характера Катерины в драме А. Н. Островского “Гроза” Пьеса Островского была написана в 1859 году, во время подъема революционного движения масс, в эпоху, когда личность вставала на борьбу за свое раскрепощение. ” Гроза “, по мнению Н. А. Добролюбова, “самое решительное произведение Островского”, потому что в ней показан сложный, трагический процесс раскрепощения оживающей души. В пьесе мрак борется со светом, взлеты сменяются падениями, […]...
- Быт и нравы купечества в драме А. Н. Островского “Гроза” Гроза – явление в природе очищающее и необходимое. Она приносит с собой свежесть и прохладу после изнурительной жары, живительную влагу после суши. Она несет очищающее, обновляющее действие. Таким “глотком свежего воздуха”, новым взглядом на жизнь стала в литературе середины XIX века пьеса А. Н. Островского ” Гроза “. Великая русская река, самобытный народ, живущий на […]...
- Образ и характеристика главной героини пьесы “Гроза” Катерина. Спор о героине “Грозы”. Характер Катерины, по определению Добролюбова, “составляет шаг вперед не только в драматической деятельности Островского, но и во всей нашей литературе”. Протест, вырывающийся из “самых слабых и терпеливых”, был для критика-демократа прямым доказательством обреченности “темного царства”. Вольнолюбивая натура Катерины ни за что не может приспособиться к миру угнетения, подавления естественных человеческих […]...
- Образы действующих лиц в драме А. Н. Островского “Гроза” “Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!” – это восклицание Кулигина, одного из героев пьесы А. Н. Островского ” Гроза “, наиболее точно отражает атмосферу всего произведения и атмосферу жизни многих русских городов, подобных Калинову. Купеческая среда, нередко считавшаяся одним из наиболее нравственно стабильных и чистых слоев российского общества, представлена в “Грозе” в своем истинном […]...
- Героиня драмы А. Н. Островского “Гроза” Пьеса Островского имеет все основания именоваться “русской трагедией”. Конструктивные элементы жанра трагедии выступают в ней, преображенные спецификой национальной жизни. В качестве “рока” выступают “роковая” страсть героини, ведущая к “погибели”, образ “грозы”, пронизывающий все действие, прорицания сумасшедшей барыни, в которых воскресает миф “о трагической вине, заложенной в красоте” (П. А. Марков). Обитатели города Калинова, свидетели и […]...
- Катерина и Борис в драме А. Н. Островского “Гроза” Драма Александра Николаевича Островского ” Гроза ” явилась настоящим откровением для тысяч русских зрителей-Им показали доныне неизвестный пласт провинциальной жизни. Лучше драматурга об этом не скажешь. Устами героя Кулигина он обрисовывает жизнь в Калинове: “Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, СУ~ дарь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной, ъе увидите. И […]...
- Почему страдала в семье Кабановых впечатлительная и пылкая Катерина? Главная героиня драмы Островского ” Гроза ” существенно отличается от представителей той среды, в которой ей приходится жить. Катерина обладает чистой и живой душой, она не умеет приспосабливаться. Она беззащитна и слаба перед своей свекровью и всеми, кто придерживается взглядов Кабанихи и Дикого. Катерина не может защитить себя и не получает поддержки от своего слабого […]...
- Салтыков-Щедрин назвал художественную литературу “сокращенной вселенной” Это тонкое и точное определение вполне применимо к наследию классиков, в котором спрессован многовековой духовный опыт человечества. Классика всегда была мощным возбудителем в развитии культуры любого народа. Изолировать современную литературу от классических традиций значило бы отрезать ее от национального корня – она обескровится и зачахнет. Нерасторжимая связь времен особенно наглядно воплощается в вершинных произведениях художественной […]...
- Пьесы А. Н. Островского “Гроза” и А. П. Чехова “Вишневый сад” В обеих пьесах пейзаж удивительно красив, хотя трудно сравнивать захватывающие волжские виды, открывающиеся с того места, где расположен город Калинов, с маленьким по сравнению с великой русской рекой вишневым садом. Огромный, колоритный волжский пейзаж подавляет своей красотой, суровой и могучей. На его фоне человек кажется – мелкой букашкой, ничтожеством по сравнению с необъятной, сильной рекой. […]...
- Краткое изложение На всякого мудреца довольно простоты Островский А. Н. Островский На всякого мудреца довольно простоты Действие происходит в Москве, в первое десятилетие реформ Александра II. Первый акт пьесы – в квартире, где с матерью-вдовой живет молодой человек Егор Дмитриевич Глумов. В ней, по ремарке автора, чистая, хорошо меблированная комната. В комнату входят, продолжая начатый разговор, Глумов с матерью. Глумов говорит ей: “Я […]...
- Краткое изложение А. Н. Островский Без вины виноватые А. Н. Островский Без вины виноватые Действие происходит во второй половине XIX в., в губернском городе, в небогатой квартире на окраине. Любовь Ивановна Отрадина, “девица благородного происхождения”, живущая своим трудом, шьет и беседует с горничной. Из разговора выясняется, что возлюбленный героини, отец ее ребенка Муров никак не назначит дня свадьбы. Женщины обсуждают возвращение в город […]...
- Чому А. Островський назвав свою драму “Гроза?” П’єса А. Островського “Гроза” – його найрішучіший твір, який став несподіванкою для багатьох. Саме в цьому творі чітко звучить протест проти існуючого способу життя. Автор майстерно змальовує незавидне положення бідної невістки в сім’ї купця. Тут вперше показані малопривабливі сімейні сцени, які прийнято було ховати якнайдалі від чужого ока. Місто Калинове розташувалося над Волгою. Це мальовниче […]...
- Краткое изложение А. Н. Островский Бесприданница А. Н. Островский Бесприданница Действие происходит в большом вымышленном городе на Волге – Бряхимове. Открытая площадка возле кофейни на приволжском бульваре. Кнуров (“из крупных дельцов последнего времени, пожилой человек с огромным состоянием”, как сказано о нем в ремарке) и Вожеватов (“очень молодой человек, один из представителей богатой торговой фирмы, по костюму европеец), заказав шампанское в […]...
- Краткое изложение Доходное место А. Н. Островский А. Н. Островский Доходное место Действие комедии происходит в Москве, в первые годы царствования Александра II. Старый важный чиновник Аристарх Владимирович Вышневский, выходящий в большую “богато меблированную залу” вместе со своей молодой женой Анной Павловной (оба в утреннем неглиже) из ее комнат, упрекает ее в холодности, жалуется, что ничем не может преодолеть ее равнодушие. Вышневский […]...
- Почему и как произошел разрыв между Базаровым и его другом Аркадием? В 1862 году Тургенев пишет роман ” Отцы и дети “. В своем романе Тургенев показал человека новой эпохи – это демократ-разночинец Базаров. На протяжении всего романа рядом с Базаровым показан его друг Аркадий. По убеждениям и происхождению они принадлежат к разным общественным классам, по своим убеждениям Базаров “демократ до конца ногтей”. Друзья вместе учатся […]...