Почему Н. А. Добролюбов назвал Катерину “лучом света в темном царстве”?

Драма А. Н. Остовского ” Гроза ” несет в себе глубокий общественный смысл. В ней речь идет даже не о частной истории, произошедшей в провинциальном городке.

“Гроза” прочитывается как трагедия общественных отношений и как трагедия рус-ской женщины в “темном царстве”. В этом самом “темном царстве” возникает яркая, светлая, способная на протест личность. Она, то есть главная героиня драмы Катерина, не желает гнуться Под давлением патриархального деспотизма и открыто объявляет протест.

Так сложилось, что в жизни против

Катерины обернулось все. Она, гордая, во-левая женщина, была отдана замуж за слабого и безвольного Тихона, который под-чинялся беспрекословно своей деспотичной матери.

Одухотворенная, мечтательная, светлая натура Катерины оказалась в плену ханжества, жестоких законов, лжи. К тому же ей выпало несчастье полюбить неса-мостоятельного и бескрылого Бориса. Внутренний мир Бориса совершенно незнаком Катерине, и в своих мечтах она наделила его всевозможными достоинствами, а на самом деле Борис не имеет ни четких нравственных принципов, ни жизненных ориентиров, ни чувства собственного достоинства. Отношения с Катериной

не возвысили его, не окрылили.

Катерина же любит сильно, глубоко, самозабвенно. Любовь вызывает у нее ог-ромный эмоциональный подъем, и возникает желание стать птицей и полететь, широко раскинув крылья.

Героиня чувствует себя в Калинове очень одиноко. Она любит детей, но лишена радости материнства. Вспоминая свое детство, она поэтизирует те времена, когда жила в родительском доме. Характер воспоминаний детства свидетельствует об одухотворенности Катерины и ее восприимчивости к красоте. Даже во сне она видит необыкновенную красоту: “Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные… А то будто я летаю, так и летаю по воздуху”.

Катерина свободолюбива, но постоянно испытывает домашний гнет и беско-нечные несправедливые упреки. Кабанова никогда не отступает то своих постулатов, а свободолюбивая, с развитым чувством собственного достоинства Катерина не позволяет глумиться над собой. Она справедливо возражает Кабановой, и при этом придерживается собственной внутренней культуры, сознает свою правоту: “Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тебя тоже любит”; “Ты про меня, маменька, напрасно это говоришь. Что при людях, что без людей, я все одна, ничего из себя не доказываю”; “Напраслину-то терпеть кому ж приятно”.

Не находит она поддержки и понимания и у своего мужа, Тихона. Так, перед отъездом он по указке матери дает Катерине унизительные наказы. Слова Тихона глубоко ранят героиню: “Не разберу я тебя, Катя! То слова от тебя не добьешься, не то что ласки, а то сама лезешь. (…) Вы меня уж заездили совсем! Я не чаю, как выр-ваться-то; а ты еще навязываешься со мной”. Тихон не способен поддержать свою жену. Катерина предчувствует, что после отъезда Тихона случится беда.

У Катерины есть большая мечта – стать свободной в своих поступках, в чув-ствах, освободиться от каждодневной кабалы, “где все как будто из-под неволи”. Героиня совершенно четко представляет, на какие поступки она может быть способна, что свидетельствует о ее объективном отношении к самой себе: “А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!” Так и произошло. Каждое слово героини мотивировано складом ее характера, сложившимися жизненными обстоятельствами и общей обстановкой, царившей в городе. Катерина уже в начале пьесы появляется со словами, которые предрекают ее скорую смерть: “Я умру скоро… Что-то со мной недоброе делается, чудо какое-то!… Что-то во мне такое необыкновенное. Точно я снова жить начинаю”. Катерина говорит о зарождающемся в ней чувстве, и она предвидит, что оно принесет ей беду. Дей-ствительно, прощание с Борисом подвело черту под жизнью Катерины. Она осознает, что вернуться к прежней удушающей жизни она просто не в состоянии. Возврат к прошлому означает для нее духовную смерть. Героиня же предпочла смерть физическую насилию над волей. Она, глубоко религиозная натура, не побоялась совершить самого страшного греха – самоубийства, потому что смерть Катерина воспринимает как переход в новое состояние, состояние счастья и свободы

Добролюбов не случайно назвал Катерину “лучом света в темном царстве”. “Луч света” – это живая и чистая душа Катерины, но, увы, она не соответствовала законам мрачного патриархально-деспотического уклада жизни. Однако со смертью Катерины этот луч не погас – мы видим, что поступок героини оказал влияние на многих горожан. Тихон, например, потрясенный смертью жены, осмеливается бросить в лицо матери обвинение: “Маменька, вы ее погубили, Вы, вы, вы…” Варвара же убегает из дому с Кудряшом. Требование безропотного повиновения и беспрекословного подчинения встречают протест. Грядущие перемены в обществе уже кажутся близкими. Добролюбов писал: “Конец этот нам кажется отрадным… в нем дан страшный вызов самодурной силе. (…) В Катерине мы видим протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца, провозглашенный и под домашней пыткой, и над бездной, в которую бросилась бедная женщина”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

Почему Н. А. Добролюбов назвал Катерину “лучом света в темном царстве”?