Основные темы и идеи лирики Н. А. Некрасова
Некрасов является преемником и продолжателем лучших традиций русской поэзии – ее патриотизма, гражданственности и гуманности. Тема о назначении поэзии – одна из основных в лирике Некрасова. Стихотворение “Поэт и гражданин”- это драматическое раздумье поэта о соотношении высокой гражданственности с поэтическим искусством.
Перед нами герой, находящийся на распутье и как бы олицетворяющий разные
Тенденции в развитии русской поэзии тех лет, чувствующий намечающуюся
Дисгармонию между “гражданской поэзией” и “чистым
Чувства Поэта изменяются от иронии по отношению к Гражданину, от чувства
Превосходства над ним к иронии, обиде на самого себя, затем к чувству
Необратимой потери человеческих и творческих ценностей и
Далее(в последнем монологе) к угрюмому озлоблению. Движение чувств у
Гражданина: от требования “громить” пороки смело, “обличать зло” к
Пониманию необходимой для настоящей поэзии активной борьбы, гражданской
Позиции. По существу, перед нами не поединок двух противников, а взаимный
Поиск истинного ответа на вопрос о роли поэта и назначении поэзии в
Общественной
Речь идет о столкновении разных мыслей и чувств в душе человека. В споре
Нет победителя, а есть общий, единственно верный вывод: роль художника в
Жизни общества настолько значительна, что требует от него
Не только художественного таланта, но и гражданских убеждений.
В литературу 19 века вошла Муза Некрасова – сестра страдающего,
Истерзанного, угнетенного народа
(“Вчерашний день, часу в шестом…”). Муза Некрасова не только сочувствует,
Она протестует и зовет к борьбе.
Толпе напоминать, что бедствует народ,
В то время как она ликует и поет,
К народу возбуждать вниманье сильных мира-
Чему достойнее могла служить бы лира?…
Тема народа традиционно считается некрасовской темой. Ап. Григорьев назвал
Его “человеком с народным сердцем”. По словам Достоевского, поэт “любил
Всех тех, кто страдал от насилья”.
Стихотворение “Тройка” написано в излюбленном для Некрасова жанре песни.
Ритмико-стилистический строй стихотворения характеризуется особой
Напевностью, повторами, присущими народной песни.
В центре стихотворения образ крестьянской девушки, на которую ” заглядеться
Не диво”. Стихотворение имеет два временных пласта: настоящее и будущее. В
Настоящем девушка живет в ожидании любви: “знать, забило сердечко
Тревогу”. Но в будущем ее ждет тяжелая доля, обычная для женщины-
Крестьянки:
“будет бить тебя муж-привередник и свекровь втри погибели гнуть”. Конец
Стихотворения полон грусти
( “и схоронят в сырую могилу, как пройдешь ты тяжелый свой путь”). Тройка-
Образ-символ, часто появляющийся в народных песнях (“Вот мчится тройка
Почтовая”), это всегда образ свободы, воли,
Символ движения, мечты о счастье. В последней строфе отчетливо звучит
Мотив: счастье – это только мечта: “не догнать тебе бешеной тройки”.
В стихотворение “Размышление у парадного подъезда” преобладает эпическое
Начало: обобщенная характеристика “парадного подъезда” и обрисовка мужиков-
Просителей. Поэт не наделяет каждого из крестьян какими-либо конкретными,
Индивидуальными чертами. Детали портрета сливают эту группу людей в единый
Поэтический образ: “деревенские люди” , “армячишко худой на плечах”, “крест
На шее и
Кровь на ногах”. Во второй части появляется лирическая нота. Это авторское
Обращение к “владельу роскошных палат”, которое звучит то взволнованно-
Патетически (“Пробудись… Вороти их! В тебе их спасенье!”), то скорбно и
Гневно (“Что тебе эта скорбь вопиющая, что тебе этот бедный народ?”), то
Зло
И иронично (“и сойдешь ты в могилу…герой”).
В заключительной, третьей части эпическое и лирическое сливаются воедино.
История мужиков получает конкретное завершение (“За заставой, в харчевне
Убогой все пропьют мужики до рубля и пойдут, побираясь дорогой…”) .
Завершается стихотворение вопросом, на который у поэта не находится
Определенного ответа:
Ты проснешься ль, исполненный сил?
Очень важна для понимания особенностей поэзии Некрасова так называемая
“покоянная лирика”-
“Умру я скоро”, “Рыцарь на час”, “Я за то глубоко презираю себя”. Именно
Некрасовский герой явил образец мужества и попытки преодоления трагического
Разлада с самим собой, потому что ему все казалось, что он не соответствует
Высокому идеалу поэта и человека.
Умру я скоро…Жалкое наследство,
О родина, оставлю я тебе…
Особое место в “покоянной лирике” занимает тема нравственного идеала, в
Поисках которого лирический герой обращается прежде всего к тем, кто нес в
Себе боль о человеке, боль о России ( “На смерть Шевченко”, “Памяти
Добролюбова”, “Пророк”). Народный заступник – страдалец, идущий на жертву.
Характерен мотив избранности, исключительности великих людей, которые
Проносятся “звездой падучей”,
Но без которых “заглохла б нива жизни”. В образе “народных заступников”
Проявляется их глубокий демократизм, органичная связь с народной культурой.
Не хуже нас он видит невозможность
Служить добру, но жертвуя собой.
Но любит он возвышенней и шире,
В его душе нет помыслов мирских.
По – новому Некрасов писал о любви. Поэтизируя взлеты любви, он не обошел
Вниманием ту “прозу”,
Которая “в любви неизбежна”. В его стихах появился образ независимой
Героини, подчас своенравной и неприступной (“Я не люблю иронии твоей…”).
Отношения между любящими стали в лирике Некрасова
Более сложными: духовная близость сменяется размолвкой и ссорой, герои
Часто не понимают друг друга,
И это непонимание омрачает их любовь.
Мы с тобой бестолковые люди:
Что минута, то вспышка готова!
Облегченье, взволнованной груди,
Неразумное, резкое слово.
Трагическое восприятие жизни, сострадания ближнему, беспощадная рефлексия и
В то же время безудержная жажда счастья – вот отличительные черты поэзии
Некрасова.