Основные средства создания текста
Предложения в составе текста соединяются по особам законам, воплощая правила развертывания мысли. Основные средства создания смысловой и грамматической цельности текста : единая тема, способ сцепления предложений, характер синтаксических конструкций, порядок слов, ударение, тематическая лексика, повтор слов, однокоренные слова, местоимения, союзы.
Тема.
Общая тема может объединять ряд мелких подтем. Именно тема обуславливает некоторые синтаксические особенности текста.
В тексте предложения связаны:
– Цепной связью. Это
Параллельной связью. Второе, третье четвертое предложение соподчиняется первому.
[1]
[2] [3] [4]
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же изгнанники,
С милого севера в сторону южную.
Порядок слов – одно из важных средств выделения ключевых слов. В письменной речи актуализируется обычно конец предложения, в устно – начало.
Лексический повтор Усиливает смысловую и грамматическую
Однокоренные слова : И Григорий Михайлович почувствовал, как Сосущая Тоска крепко стиснула его сердце. Потом она уж не проходила, а все Сосала И Сосала
Местоимения : Давайте поговорим о Чехове. Это бал прекрасной души человек.
Союзы :
…Подымаешь корабли –
Не губи ты нашу душу: Выплесни ты нас на сушу!” И Послушалась волна…
Одни и те же средства могут выполнять различные функции.
Схожі твори:
- Средства графического оформления текста Любое высказывание произносится с интонацией. Интонация – явление сложное, она состоит из нескольких компонентов. В каждой фразе есть логическое ударение, оно падает на то слово, которое по смыслу самое важное во фразе. С помощью логического ударения можно уточнить смысл высказывания, например: А) Завтра мы. поедем в театр (а не на следующей неделе); Б) Завтра мы, […]...
- Средства создания “недолжного” мира в романе Ж.-П. Сартра “Тошнота” Жан-Поль Сартр (1905-1980) приобрел известность после публикации романа “Тошнота” (1938). До этого времени он изучал и преподавал философию, публиковал первые философские работы – и усиленно трудился над романом, считая это занятие главным для себя. Решающее значение для формирования философии Сартра имела философия немецкая – феноменология Гуссерля и экзистенциализм Хайдеггера. В начале 30-х гг. Сартр увлекся […]...
- Союз – служебная часть речи Союз – служебная часть речи, которая связывает члены предложения в составе сложного.: В душе моей, Как В океане, Надежд разбитых груз лежит.(М. Лермонтов.) Общее грамматическое значение Союзов – обозначение сочинительной и подчинительной связи между словами и предложениями. Синтаксические функции: союзы не входят в состав членов предложения По строению союзы бывают Простые и составные. Простые Состоят […]...
- Местоимение Местоимение – самостоятельная часть речи, которая только указывает на предмет, не называя его. В предложении может выступоть любым членом предложения. Группы местоимений по соотнесенности с другими частями речи: Местоимения – существительные: мы, никто, это. Местоимения – прилагательные: свой, твой, никакой. Местоимения – числительные: сколько, нисколько. Разряды местоимений. Личные ; указывают на лицо или предмет: я, […]...
- Охарактеризуйте антитезу, оксюморон и языковые средства Прямая речь – это дословное воспроизведение чужой речи. При этом сохраняются все ее лексические и грамматические особенности: “Мой дед землю пахал”, – с надменной грубостью отвечал Базаров (И. Тургенев ). В косвенной речи чужая речь передается не дословно, а только с сохранением ее содержания: Базаров с надменной грубостью отвечал, что его дед землю пахал. Как […]...
- Однородные члены предложения Однородные члены предложения – это члены предложения, которые выполняют одинаковую синтаксическую функцию, относятся к одному слову. Они соединены сочинительной союзной или бессоюзной связью. В роли однородных могут выступать любые члены предложения: Подлежащее: Сын И Дочь Ушли в кино; сказуемые: Фильм Был интересным и познавательным. Определения: Они рассказали о Главных и второстепенных Героях ; Дополнения: Еще […]...
- Основные критерии правильной речи Значение культуры речи в жизни общества трудно переоценить. В наше время мы не можем оставаться равнодушными к угрозе оскудения русского языка, утраты им образности, эмоциональности, благозвучия. На ум мне пришли такие слова И. С. Тургенева: “Ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык”. Но мы сами же безжалостно портим […]...
- Стилистический анализ текста: Graham Greene “I Spy” The text under stylistic analysis “I Spy” is written by Graham Greene in the style of fiction. It deals with author;s feelings and emotions about relations at school, relations in the family. The main theme of the story is how main character of the story Charlie Stowe was able to steal some of his father;s […]...
- Пунктуация Пунктуация – это собрание правил расстановки знаков препинания, а так жк сама система знаков препинания. Принципы русской пунктуации. Функции и виды знаков препинания. Пунктуационная система русского языка строится на синтаксической основе, так как почти все пунктуационные правила формулируются в зависимости от строя предложения. Несмотря на то, что в русском языке много правил расстановки знаков препинания, […]...
- Адаптирование летописного текста “Слова о полку Игореве” В процессе адаптирования летописного текста историографы приближали его к миропониманию своего времени, вкладывая в свой текст мысли, понятия и речь человека XVIII в. И так случалось даже в том случае, когда автор (в частности, Татищев) ставил себе задачей полностью воссоздать тип летописного повествования, его дух, его стиль. Перерабатывая летописный материал, авторы “Историй” неизбежно модернизировали его. […]...
- Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения различаются не Только по форме (по характеру союза), и не только по значению (по характеру Синтаксических отношений между частями), но и структурно. “Структурные различия” между этими типами сложных предложений состоят в том, что: 1. в сложносочиненных предложениях союзы не относятся ни к одной из частей, тогда как в сложноподчиненном они входят […]...
- Проблемы создания и использования обучающих программ Одна из наиболее актуальных проблем компьютерного обучения – проблема создания педагогически целесообразных обучающих программ. Имеющийся опыт разработки и использования пакетов прикладных программ для компьютерного обучения свидетельствует о том, что они представляют собой эффективное средство обучения для учителя-предметника. По своему целевому назначению машинно-ориентированные обучающие программы разнообразны: управляющие, диагностирующие, демонстрационные, генерирующие, операционные, контролирующие, моделирующие и т. д. […]...
- Средства комического в рассказе Б. Гринченко “Сам себе господин” Герой рассказа Бориса Гринченко “Сам себе господин” – крестьянин Даниил, который попытался “барского права добыть”. Для этого Даниил поехал в город по железной дороге в вагоне первого класса вместо более привычного для людей его достатка третьего класса. А в городе пошел на концерт в “Дворянское собрание”, купив “панский” билет. Рассказ о событиях ведется от лица […]...
- Unusual Notice Mr. Robinson had to travel somewhere on business, and as he was in a hurry, he decided to go by air. He liked sitting beside a window when he was flying, so when he got on to the plane, he looked for a window seat. He found that all of them had already been taken […]...
- Устный экзамен по литературе: основные положения Билеты устного экзамена по литературе состоят из двух вопросов по литературе и предложения для разбора по русскому языку. Темы первых вопросов билета даются по русской литературе от “Слова о полку Игореве” до творчества А. П. Чехова. Вторые вопросы билетов включают материал литературы XX века. Кроме того объема знаний, который необходим для сдачи письменного экзамена по […]...
- Женские образы и средства их воплощения в романе М. А. Шолохова “Тихий Дон” В романе “Тихий Дон” Шолохов создает яркие женские образы. Это и Ильинична, и Аксинья, и Наталья, и Дарья, и Дуняшка. Писатель показывает, что это настоящие казачки, воплотившие в себе лучшие черты, качества нации. Трагическая судьба этих героинь становится обвинением страшному, непостижимому времени начала 20 века. Аксинья Астахова – один из главных женских образов романа. Можно […]...
- Порядок слов. Зачетные работы Вариант 1 Он, не, посадил, старика, на, осла. – Составьте из этих слов столько предложений русского языка, сколько возможно, если менять только порядок слов, не меняя формы. Например, Можно : “Он не осла посадил на старика” (изменен только порядок слов). Нельзя : “Он старика посадил на осла не” (в русском языке отрицательная частица не может […]...
- О тексте как предмете изучения лингвистики Текст как предмет лингвистики – это группа предложений, объединенных в целое одной темой с помощью языковых средств. Текст имеет следующие признаки. Членимость текста. Текст состоит из нескольких предложений. Одно, даже очень распространенное предложение текстом не является. Смысловая цельность текста. Она проявляется, во-первых, в том, что любой текст – это высказывание на определенную тему (она часто […]...
- История создания поэмы “Василий Теркин” Время сохранило удивительный документ тех лет – дневниковую запись Бертольта Брехта, сделанную в дни разыгравшейся на родине Твардовского трагедии: “И день и ночь на заснеженных полях под Смоленском бушует бой за достоинство человека”1. Как это просто и точно: “за достоинство человека”. Так случилось, что возвращение к Теркину совпало с внутренней необходимостью написать о том, что […]...
- Основные источники богатства и выразительности русской речи Русский язык необычайно красив и богат. Многие помнят вдохновенное высказывание М. В. Ломоносова о русском языке: “Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с Богом, французским – с друзьями, немецким – с неприятелями, итальянским – с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, […]...
- Основные условия выразительности речи человека Речевой опыт каждого из нас говорит о том, что по степени воздействия на наше сознание речь не одинакова. Две лекции, прочтенные на одну и туже тему, оказывают на человека совершенно разный эффект. Эффект зависит от степени выразительности речи. Данная работа посвящена изучению выразительности речи и ее источникам в художественной речи. Работа преследует цель исследовать выразительность, […]...
- Тире между членами предложения Между подлежащим и сказуемым. СТАВИТСЯ при отсутствии глагола – связки. Подлежащее и сказуемое выражено именем существительным или количественным числительным в именительном падеже, инфинитивом: Наш папа – слесарь. Если перед сказуемым стоят слова это, вот, значит, это значит: Кролики – это не только ценный мех, но и три, четыре килограмма легко усваиваемого мяса. НЕ СТАВИТСЯ если […]...
- Зачем нужны пунктуационные знаки конца предложения? Я считаю, что на письме без знаков конца предложения обойтись невозможно. В конце предложения ставится точка, восклицательный или вопросительный знаки, многоточие. Эти знаки препинания обозначают границу предложения. Следовательно, они разделяют предложения в тексте, помогая точно понимать написанное (1,2). Наличие знаков завершения в конце предложений помогает автору передать повествовательную (3), вопросительную (4) и восклицательную (5) интонации, […]...
- Основные темы и идеи лирики Н. А. Некрасова Некрасов является преемником и продолжателем лучших традиций русской поэзии – ее патриотизма, гражданственности и гуманности. Тема о назначении поэзии – одна из основных в лирике Некрасова. Стихотворение “Поэт и гражданин”- это драматическое раздумье поэта о соотношении высокой гражданственности с поэтическим искусством. Перед нами герой, находящийся на распутье и как бы олицетворяющий разные Тенденции в развитии […]...
- Определения Определения обособляются: распространенные определения, выраженные причастными оборотами или прилагательными с зависимыми словами, стоящие после определяемого слова: Огромный клен, возвышающийся над южной частью сада, виден отовсюду ; два или более одиночные определения, стоящие после определяемого слова: Пришла зима, холодная, ветреная. Одиночное определение, стоящее после определяемого слова, если оно имеет дополнительное обстоятельственное значение: Папа, сонный, пришел с […]...
- Сочинение миниатюра “В словарь русского языка прибыло Иностранное Слово” Образец сочинения – изложения для младших классов. О русском языке как языке народа писалось много. Это один из совершеннейших языков мира, язык, развивавшийся течение более тысячелетия, давший в девятнадцатом столетии лучшую в мире литературу и поэзию. Тургенев говорил о русском языке: “…нельзя не верить, чтобы такой слог дан великому народу!” Русский язык всегда поддерживал дружеские […]...
- Зачем нужны запятые Я считаю, что запятые, как и другие знаки препинания, выполняют важную роль в письменной речи. Они помогают понять структуру предложения, а значит, смысл написанного. Запятые могут отделять части сложного предложения или однородные члены друг от друга, а могут выделять обособленные члены или слова, грамматически не связанные с предложением. Так, например, в предложении: “…..” – запятые […]...
- История создания произведения Герцена “Былое и думы” “Кто мог пережить, тот должен иметь силу помнить”. Мужество памяти, к которому призывал Герцен, самому ему было присуще вполне и стояло у истоков замысла “Былого и дум”. За какие-нибудь несколько лет, с 1848 по 1852 год, он пережил духовный переворот, интенсивность и последствия которого по праву были охарактеризованы как “духовная драма” Герцена. Тогда же из […]...
- История создания романа “Доктор Живаго” В 1956 г. Пастернак закончил работу над романом “Доктор Живаго”. Замысел романа “Доктор Живаго”, по признанию самого автора, возник у него в 1946 г., когда он был в Грузии на праздновании столетия Н. Бараташвили: “Мне захотелось сделать что-то большое, значительное – тогда и возникла мысль о романе. Я начал со страничек о старом поместье…” Весной […]...
- Из истории создания романа “Приглашение на казнь” Замысел романа “Приглашение на казнь” возник у Набокова в самый разгар работы над романом “Дар” – летом 1934 года, когда он жил в Берлине (годом раньше к власти в Германии пришел Гитлер). Отложив на время еще недописанную главу о Чернышевском (будущую четвертую главу “Дара”), писатель необыкновенно быстро – за две недели – создает черновой вариант […]...
- История создания, тема и идея “Былого и дум” А. И. Герцена “Кто мог пережить, тот должен иметь силу помнить”. Мужество памяти, к которому призывал Герцен, самому ему было присуще вполне и стояло у истоков замысла “Былого и дум”. За какиенибудь несколько лет, с 1848 по 1852 год, он пережил духовный переворот, интенсивность и последствия которого по праву были охарактеризованы как “духовная драма” Герцена. Тогда же из […]...
- Основные образы в романе Тургенева “Дворянское гнездо” “Дворянское гнездо” (1858) было восторженно встречено читателями. Всеобщий успех объясняется драматичностью сюжета, остротой нравственной проблематики, поэтичностью нового произведения писателя. Дворянское гнездо воспринималось как определенное социально-культурное явление, предопределившее характер, психологию, поступки героев романа, в конечном счете – их судьбы. Тургеневу были близки и понятны герои, вышедшие из дворянских гнезд; он относится к ним и изображает их […]...
- Средства поэтического языка лирики Лины Костенко Поэзии Лины Костенко о любви ценные, и как художественно завершенное чудо словесного искусства, и как произведения, наделенные способностью возрождать человеческие чувства. Тот, кто один раз попал к безграничному дивному миру лирики поэтессы, обречен каждый раз то ли погружаться в бушующее море страсти, то ли радоваться спокойным и рассудительным течениям вечной реки любви. И уже никогда […]...
- Основные темы и идеи лирики А. А. Фета В личности Афанасия Фета удивительным образом сошлись два совершенно разных человека: огрубелый, сильно тертый, битый жизнью практик и вдохновенный, неутомимый буквально до последнего вздоха (а умер он в возрасте 72 лет) певец красоты и любви. Сын мелкого немецкого чиновника, Фет был за взятку записан сыном орловского помещика Шеншина, который отвез мать поэта от его отца. […]...
- Влюбленный в красу слов (основные мотивы лирики М. Зерова) Современникам В истории украинской литературы приоткрываются все новые и новые имена интеллигентов – литераторов. настоящих патриотов своей земли. Они идут к нам из небытия и переходят в бессмертие. Среди многих таких имен – имя Николая Зерова, отца украинского неоклассицизма. Творческое наследство Зерова значительное и многогранное: он оставил нам стихи, написанные в разных жанрах, поэтические переводы, […]...
- Новые средства изображения внутреннего мира человека в модернистской прозе XX века Модернизм – это обобщенное наименование целого ряда нереалистичных конструктивных литературно-художественных стилей, сложившихся в начале XX столетия. Свое название это литературное течение получило от французского слова moderne, что в переводе означает новейший, современный. Это название как бы подчеркивает разрыв с художественными традициями XIX века. Определяющая его примета – ориентация на красоту, прекрасное, как фундаментальную категорию, основу […]...
- Задания по теме “Технические средства обсуждения” Цель практических занятий – дать студентам общее представление о технических средствах, используемых для обмена информацией в интерактивном режиме, а также об основных терминах, встречающихся при описании этих средств; получить практические навыки работы с простейшими устройствами этого класса. В заданиях по теме “Технические средства обсуждения” используются следующие термины: Internet-телефония – метод телефонии, использующий для ведения переговоров […]...
- Сочинение Салтыкова-Щедрина “Господа Головлевы” как попытка создания “семейного” романа Критики называли Салтыкова-Щедрина “великим мастером смеха”, но, читая его роман-хронику “Господа Головлевы”, мы не смеемся, потому что тяжелое, гнетущее чувство пронизывает это произведение от начала и до конца. Чем-то зловещим, недобрым веет даже от картин весеннего возрождения. В романе нет ни одного намека на поэзию дворянского гнезда, старинных липовых аллей, благоухающего сада, какую мы встречаем […]...
- Основные черты поэтического стиля М. Рыльского Перед тем как перейти к характеристике поэтического стиля Максима Рыльского, учитель обращается к классу с просьбой объяснить, что мы понимаем под индивидуальным стилем писателя. Ученики из предыдущих уроков вынесли немало знаний и наблюдений над индивидуальным стилем поэта. Чтобы охарактеризовать стиль писателя, необходимо учитывать, с одной стороны, темперамент, мировоззрение писателя, его эстетические предпочтения и, с другой […]...
- Задания по теме “Технические средства информирования Цель практических занятий – дать общее представление о технических средствах, используемых для передачи информации, не требующей немедленного ответа реципиента, а также об основных терминах, встречающихся при описании этих средств; научиться оценивать функциональную и экономическую рациональность применения технических средств коммуникаций в конкретных ситуациях делового общения; при наличии в вузе технических средств коммуникаций – сформировать практические навыки […]...