Образ Луки и проблема истины и сострадания в пьесе М. Горького “На дне”
Максим Горький пишет свою пьесу ” На дне ” в 1902. Это время, когда человеческая жизнь обесценивается, когда процветают босяки и бедняки, потерявшие веру в себя и в людей.
Герои драмы – жители костылевской ночлежки, спившиеся, утратившие надежду люди, которые оказались на “дне” жизни. Живя в одном месте, они не хотят помогать друг другу, все человеческое эти люди утратили, во многом из-за того, что и к себе хорошего отношения не видели. Ночлежники отвержены обществом. В их жизни нет ни одного светлого дня.
Неожиданно в ночлежке
Лука в переводе – “лукавый”, но он еще и “несет свет”, значит ложь Луки светлая, во имя добра, он сострадает жителям ночлежки и желает пробудить в них лучшие, но скрытые, стороны их натуры. Лука рассказывает истории и притчи, которые напоминают людям то, что надежда, вера в лучшее и вообще мечта есть опора жизни, а если это исчезает, то и человек умирает. Лука как врач, но в больнице неизлечимо больных, он не может полностью убрать боль, но может ее уменьшить, заставляя ночлежников
Сначала мы видим Анну, измученную болезнью женщину, которая всем мешает своим постоянным кашлем, даже своему собственному мужу. И Лука становиться ее отдушиной на пороге смерти, ему она может выговориться и получить понимание, сострадание. Лука убеждает Анну, что после смерти будет все хорошо и спокойно, что там она обретет отдых от несчастий, выпавших на ее долю.
В Актера, спившегося человека, который некогда действительно работал актером, Лука вселяет надежду в то, что есть лечебницы для алкаголиков. Странник говорит, что, вылечившись, Актер сможет исправить свою жизнь. А когда разбивается хрупкая мечта малодушного Актера о возвращении на сцену, он вешается.
Настю, девушку “легкого поведения” странник утешает, поддерживает. Она мечтает о чистой любви, что абсурдно в ее положении. Лука полностью поддерживает Настю, уверяет девушку, что в ее жизни обязательно будет исключительная любовь.
Для Сатина Лука “как кислота для старой и грязной монеты”. Лука провоцирует его на размышления о правде и человеке. “Правда – бог свободного человека!” – говорит Сатин. В его взглядах видна позиция автора пьесы, он верит в лучшее, что есть в человеке.
Ваську Пепла, потомственного вора, Лука убеждает в возможности честной жизни.
Лука разговаривает с жителями ночлежки, вселяя в них веру. Он лжет, но делает это во спасение, из жалости к людям. Но Лука мог помогать лишь словами, его “утешительная ложь” только обостряет конфликт. Выйдя в общество, окрыленные его ложью, эти униженные люди столкнулись с суровостью жизни и не смогли подняться. Возможно, они так и не обрели веру в себя, а ведь главное, по мнению Горького, это увидеть в себе человека. Поэтому автор все-таки осуждает позицию Луки и его теорию о “спасительной лжи”.