Образ хозяина в пьесе И. Карпенко-Карого “Хозяин”

Пьеса “Хозяин” написана около ста лет назад (1900 год), однако ее проблематика и герои остаются удивительно современными. В образе Терентия Гавриловича Пузыря воплощены наиболее существенные черты “хозяина” жизни – человека, который благодаря богатству приобрел большой вес в обществе. И. Франко отметил, что И. Карпенко-Карый дал “грандиозную по своему замыслу и по почти безупречную картину промышленника и кулака из крестьян с его мощными действиями и чисто крестьянской натурой”. Однако образ Пузыря гораздо шире, это не только

олицетворение сельского богача. Это типичный характер буржуа периода экономического перелома, когда деньги, заработанные разными путями, имеют вес и обеспечивают положение в обществе и власть их владельцу, но истоки богатства еще не скрыты под культурным слоем хорошего образования и приобретенной светскости. Пузырь – миллионер-землевладелец, сначала действительно был хорошим хозяином, потому что умел работать, не жалея сил. На первый взгляд, это образ простого доброго труженика, потому что он и сам говорит: “Я сорок лет недоедал, недопивал, недосыпал, кровью моей вскипела каждая копейка…”. Терентий Гаврилович
вызывает уважение, когда отказывается стать основателем “сахарного завода”, ибо он не разбирается в этом. Он деловой человек, имеет целенаправленный ум, разбирается в сельском труде, потому что и сам когда-то его выполнял. Он работоспособен и умеет, по словам Финогена, наращивать обороты “хозяйского колеса”. Однако что же мешает ему удержаться на позициях “хозяина жизни”? Прежде всего, потеря человечности, потеря меры и переход границы, за которой нет запретов. В том числе и моральных. Только деньги! Именно это и произошло с Пузырем. Он, считавший себя хозяином жизни, погибает от своей жадности. В погоне за деньгами этот “хозяин” становится их рабом.

Поэтому о чем же в действительности пьеса? На мой взгляд, это произведение-предупреждение о том, что ждет человека, который слишком увлекается погоней за деньгами. А еще это правдивая история о накоплении капитала и “хозяине” жизни, который уже забыл, что и сам когда-то голодал, а теперь совесть позволяет ему пользоваться дешевой рабочей силой. Ибо подлинную цену он не заплатит никогда. Грань перейдена. Деньги уже стали настоящим хозяином некоего “хозяина”.






Продовження твору ляльковий дім.
Образ хозяина в пьесе И. Карпенко-Карого “Хозяин”