Новелла Г. Косынки “Мать”: психологизм художественной детали
Григорий Косынка (настоящая фамилия – Григорий Стрелец) – выдающийся новеллист 20-х годов. Его новеллистические дебюты в 1920-1922 гг. привлекали внимание как писателей, так и литературоведов. Основоположник этого жанра В. Стефаник назовет его своим сыном. Соответственно миропониманию и мироощущению, Косынка не стал послушным иллюстратором выдуманных властью и критикой побед революционных идей в послеоктябрьской Украине.
Он реально воссоздавал события, относился к правящей идеологии с позиций народной истории и каждую идею “выводил”
Как следствие, через ощущения и мысли отдельного человека рельефнее в новеллах Г. Косынки проявлялась судьба народа и края, точнее изображался путь человечества к истине. Новелла “Мать” в этом плане уникальна и неповторима.
Много смертей, но то чужие люди, которых юноша воспринимает как врагов матери. У него появляется мысль убить кого-то потому, что это мешает спасти мать. В центре внимания писателя-новеллиста – диалектика души человека, который не проникся большевистской идеей. Для Андрея мать – это самое дорогое, это его собственная боль. Такому восприятию большой мерой оказывают содействие рассказы от первого лица, внутренние монологи. Настроение юноши углубляется динамическими пейзажами как средствами психологической характеристики.
В лаконичных пейзажных картинах объединены слуховые и зрительные образы: Андрей все видит и слышит. При чем, замечает то, чего казалось бы, при данных обстоятельствах можно и не заметить: “… паляница с крупинкой соли…”, “… окна большие и малые”… Действенность пейзажа, его активная роль достигается, прежде всего, использованием красок. Несколько раз апокалипсичность изображаемого автор подает через нагнетание двух цветов: “…черное солнце проткнуто багряно-красными стрелами…”. Ярким психологическим лингвостилистическим средством в новелле являются эпитеты, метафоры, сравнения, персонификация, накопление глаголов.
Эпитеты использованы в описании внешности матери, которая символизирует материнство, олицетворяет вечный покой и стабильность. Для характеристики поляков – их шинели имеют ржаной цвет. Внутреннее состояние Андрея передано персонифицированной метафорой “…за селом стонет под копытами земля”. Пейзажная живопись и психологический анализ тесно связаны между собой и оказывают содействие глубокому раскрытию образа одного из главных героев, моральный идеал которого – в сложном, противоречивом мире сохранить семью. Важную роль в новелле сыграет внутренний монолог, который автор строит с помощью риторических вопросов, окликов, которые тревожат душу читателя: “Разве можно было сказать этой тайной собаке о смерти моей матери? Разве можно?”, “Почему моя мать так стиснула плотно губы, как и мертвый солдат?”. Одним из психологических средств является диалог.
Он движет сюжет новеллы, приближает боевые действия, которые являются фоном для главнейшего для Андрея – тревоги за жизнь матери, к пониманию главной идеи новеллы. Используя простые синтаксические структуры, автор достигает лаконичности рассказа. Мастерство Г. Косынки заключается в том, что он на примере одной семьи рассказал о трагической жизни украинского крестьянства и пришел к выводу: продолжительные душевные надломы находят свое проявление в исключительно напряженных событиях.