Новаторство Грибоедова
Гениальный драматург, талантливый поэт и выдающийся дипломат Александр Сергеевич Грибоедов своей комедией “Горе от ума” положил начало расцвету русской реалистической драматургии. В Московском университете Грибоедов сближается с будущими декабристами, страстно увлекается театром и литературой Вместе с другими передовыми студентами он хорошо изучил произведения Радищева, Новикова, Фонвизина. В нем рано пробуждаются чувство личного достоинства и неприязнь к барской среде, крепостническим нравам.
Шекспира Грибоедов знал наизусть,
национально-самобытной русской литературы. Вначале пьесы Грибоедова носили вольный перевод с французского (“Молодые супруги”, “Притворная неверность”), но затем он создает свое собственное яркое произведение. Эстетика Грибоедова – это эстетика реализма. Он выступает против Жуковского, но поддерживает и опирается на лучшие произведения русской литературы. Грибоедов был одним из образованнейших
В комедии отражена эпоха после 1812 года. Содержание комедии – столкновение и смена двух больших эпох русской жизни – “века нынешнего” и “века минувшего”. Появление “Горе от ума” предвещало победу реализма в русской литературе. Грибоедов, вслед за Радищевым, раскрывает типические черты диких барских нравов и бесправие крепостного человека. Пример: служанке Лизе грозит и любовь стареющего барина – волокиты Фамусова, и барская расправа. Она говорит: “Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь”. Сочувствие закрепощенным народным массам – основ грибоедовского изображения жизни: народ, о котором говорит Чацкий, составляет фон комедии. Сущность грибоедовского замысла
Раскрывается в противопоставлении порочному и паразитическому
Дворянско-крепостническому обществу умного, гуманного русского
Народа. Новаторство Грибоедова в том, что он не только великолепно
Знал действительность, но и в том, что он своеобразно использовал и
Применил новый реалистический метод изображения. Все герои даны в
Движении, в развитии, в борьбе нового со старым.
В образах и картинах комедии с исторической верностью была
Воспроизведена русская жизнь современной эпохи. Фонвизин был
Образцом пера, но его герои оставались неизменными на всем
Протяжении действия. В произведении Грибоедов, напротив, стремится
Раскрыть внутреннее развитие своих героев (Чацкий, Софья). Пушкин
В “Евгении Онегине” достиг еще больших результатов. Грибоедов
Раскрывает характер своих героев в тесной связи с той общественной
Средой, которая их воспитала, и, этом сила его реализма. Молчалин
Стал Молчалиным именно под влиянием окружающей его барской
Среды, от которой он зависит, от обстоятельств его жизни. Чацкий с
Горечью восклицает: “Молчалины блаженствуют на свете!”. А в нашей
Действительности? До недавнего времени тоже “молчалины”
Процветали, а от “Чацких” старались избавляться. Я думаю, что это и
Привело нашу страну к духовному кризису, слишком много было
Покорных, живущих по принципу: “Не должно сметь свое суждение
Иметь”.
Основной чертой реализма является изображение типических
Характеров в типических обстоятельствах. Этому основному требованию
Реализма вполне отвечает “Горе от ума”. Типизируя образ, Грибоедов
Каждому персонажу комедия придает индивидуальные черты и
Свойства. Отчего комедия до сих пор современна? Грибоедов блестяще
Запечатлел не только жизнь и нравы, но и характеры, которые есть во
Все времена. В армии можно встретить грубого солдафона
(грибоедовского Скалозуба), в любом управлении – “всесильного
Дядюшку” (Фамусова), покровителя родственников, который держит
Всех служащих в узде.
Легший в основу комедии конфликт между лагерем крепостников и молодыми вольнолюбцами, из среды которых вышли декабристы, уже современников поразил своей жизненной правдивостью и исторической верностью. Новаторство Грибоедова – художника, выразившееся в естественности, простоте и ясности драматургической композиции, блестяще охарактеризовал Пушкин. Он считал Грибоедова “комическим
гением”.