Ниловна обрисует весь мировой процесс. По роману Горькго “Мать”
В начале ХХ века над писателем снова нависла опасность ареста. С целью предотвратить его и для раскрытия правды о русской революции, агитации против займов царскому правительству, для сбора средств в партийную кассу Горький был направлен за границу.
Из Финляндии, через Швецию, Германию, Швейцарию, Францию он отплыл в Америку в апреле 1906 года. Здесь началась его бурная общественная и творческая деятельность. Бесчисленные выступления на митингах и в печати. Создание первых очерков об Америке (“Город желтого дьявола”), сатирических “Мои
Что же имел в виду писатель? Речь идет,
Тесно – через чувство матери – связаны понятия “революция”, “социализм” с этическими: “любовь”, “вера”, “душа”. В столь утонченную сферу и включаются острые, болевые вопросы действительности – как создать союз рабочих, крестьян, интеллигенции, выработать идеологические и нравственные принципы жизни. Процесс этот раскрыт в проекции на конечный его результат – победу “нового сердца”. Но главная предпосылка будущего уже существует: борющиеся люди стали понимать себя и друг друга, слились в одно целое. В финальной сцене Ниловна видит себя в единстве со множеством “других глаз – они горели знакомым ей смелым огнем, острым огнем – родным ее сердцу огнем”.
Горький не принял толстовской идеи “религиозно-нравственного совершенствования” отдельных личностей. Ранее в “Заметках о мещанстве” (1905) и потом – всю жизнь – резко отрицательно относился к призывам, по его же определению, “двух величайших гениев” – Достоевского и Л. Толстого – к смирению и “непротивлению злу насилием”. Представляется, однако, что писатель новой эпохи многое наследует от своих великих соотечественников. И не только изображая существующие противоречия, показывая влияние социальных пороков на человека. Уже в прозе Горького 90-х годов читается знакомая нам по творчеству Толстого и Достоевского взволнованная мысль о благотворном воздействии матери-природы на человека, о возрождающей силе любви. Был, правда, у Горького момент в жизни, когда он предполагал, что “совершенствоваться будем потом”, но краткий. В романе “Мать” очищение, обогащение души стало ведущим мотивом. Достоевский и Толстой открыли миру ценность душевного единения, самоотвержения людей “для общего блага”. Горький, несомненно, шел проторенной дорогой к пониманию этой высшей нравственности. Только он считал, что ее победа достижима в активной деятельности масс.
В. Воровский, литературный критик, выразил сомнение: “Образ Ниловны был необычен, идеализирован. Ниловна представляет тип надуманный, маловероятный”. При создании своей героини Горький, как известно, опирался на реальный опыт матерей сормовского и уфимского революционеров – А. К. Заломовой, А. Ф. Кадомцевой. И все-таки в романе, действительно, выражена желанная перспектива, мечта о духовном возрождении всего мира. Однако как раз эта особенность “Матери” несла характерное для эпохи умонастроение. В “Открытом письме” Горькому рабочие приветствовали “Мать” как воплощение именно идеала, “который несет освобождение от оков жизни не только рабочему классу, но и всему человечеству.
Очень точно замечено: освобождение от оков мрачной жизни всего человечества. Не случайно Горький в конце 1906 года настойчиво повторяет одну фразу: “…каждый день все более убеждает меня в близости революции всемирной”. Впечатление это укрепилось в Италии. И потому, что здесь были часты хорошо организованные забастовки. Но прежде всего потому, что итальянские рабочие оказались сознательными, дружными, чуткими к красоте и мудрости, накопленной веками.