Модернизм – неантропоцентрическое искусство

Человек мал, беспомощен, участь его трагична. Формулой разрушения личности становится высказывание немецкого философа и физика Э. Маха: “Я не подлежит спасению”. Ключевые характеристики мира, бытия человека – хаос, абсурд. Человек не способен ни изменить, ни даже осознать мир. Общество – враждебная сила. Непознаваемость мира – гносеологическая основа модернизма. Человек, существо рациональное, направлен на познание, он из хаоса творит космос. Если лишить его этой возможности, то это грозит гибелью.

Преемственно модернизм связан

с романтизмом и символизмом. Подобно романтическому герою герой модернистский отчужден от мира, ощущает разлад. Но романтик – титан, гений, он может один противостоять миру, а герой модернистов отчужден потому что он мал и слаб. Модернизм не следует теории мемесиса (подражание). Модернистский образ предельно условен, тяготеет к созданию формы, метафоры. Хосе Ортего-и-Гассет “Дегуманизация искусства” 1925 год. Размышляет о идеях и принципах новой культуры. “Тенденция к дегуманизации – родовая черта новой культуры. Модернистский художник идет против реальности, стремится разбить ее человеческий аспект.
Художник заточает нас в новый непонятный мир. Создать нечто, что не копирует натуру, но содержит смысл – дар более высокий”. Культура становится дальше от человека. Был за разделение культуры на высокую и низкую. Модернизм – высокая, элитарная культура. В модернистской культуре (условно) выделяют два внутренних:

1) авангардизм. Нацелен на тотальное отрицание, литература упраздняется как институт. Характерна концепция черного юмора. 2) высокий модернизм. Ориентирован на диалог с традицией, не несет тотального отрицания. Утверждаются сакральные, миросозидательные возможности искусства. Многие модернистские школы начинаются как авангардистские учения. Наиболее значимые концептуальные варианты модернизма: 2) кубизм

3) футуризм

4) имажизм

5) экспрессионизм

6) дадаизм и т. д.

Каждое направление свойственно определенной языковой культуре и выражается в определенном виде искусства. Экспрессионизм Философы: В. Ворингер, Фрейд, Г. Зимеель, Ф. Ницше. Важнейший программный документ литературного экспрессионизма – статья Каземира Эдшмида “Экспрессионизм в поэзии” (1918).

Немецкий вариант экспрессионизма тяготеет к традиции Гофмана, Гоголя. Контекст экспрессионизма важен для понимания творчества Кафки Живопись: Кандинский, Кокошка. Музыка: Шонберг. Драма: Карл Краусс. Проза экспрессионизма занимает более скромное место в отличие от поэзии и драмы. Поэзия. Л. Рубинер – сборник “Товарищи человечества. Поэзия мировой революции” (1919). К. Пинтус (составитель) – антология “Сумерки человечества. Симфония новейшей поэзии” (1919). Ведущие темы поэзии экспрессионизма:

1) апокалипсис. Гейм “Настанет гибель для всего живого…”, Ласкер-Шюлер “Конец света”;

2) тема большого города (образы большого города). Гейн “Демоны города”, Избехер “Берлин”;

3) тема любви (выражается через мотивы смерти, распада, уродства, сумасшествия, измены). Брехт “Баллада о смерти от любви”, Гейм “Измена”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

Модернизм – неантропоцентрическое искусство