Модернизм – неантропоцентрическое искусство
Человек мал, беспомощен, участь его трагична. Формулой разрушения личности становится высказывание немецкого философа и физика Э. Маха: “Я не подлежит спасению”. Ключевые характеристики мира, бытия человека – хаос, абсурд. Человек не способен ни изменить, ни даже осознать мир. Общество – враждебная сила. Непознаваемость мира – гносеологическая основа модернизма. Человек, существо рациональное, направлен на познание, он из хаоса творит космос. Если лишить его этой возможности, то это грозит гибелью.
Преемственно модернизм связан
1) авангардизм. Нацелен на тотальное отрицание, литература упраздняется как институт. Характерна концепция черного юмора. 2) высокий модернизм. Ориентирован на диалог с традицией, не несет тотального отрицания. Утверждаются сакральные, миросозидательные возможности искусства. Многие модернистские школы начинаются как авангардистские учения. Наиболее значимые концептуальные варианты модернизма: 2) кубизм
3) футуризм
4) имажизм
5) экспрессионизм
6) дадаизм и т. д.
Каждое направление свойственно определенной языковой культуре и выражается в определенном виде искусства. Экспрессионизм Философы: В. Ворингер, Фрейд, Г. Зимеель, Ф. Ницше. Важнейший программный документ литературного экспрессионизма – статья Каземира Эдшмида “Экспрессионизм в поэзии” (1918).
Немецкий вариант экспрессионизма тяготеет к традиции Гофмана, Гоголя. Контекст экспрессионизма важен для понимания творчества Кафки Живопись: Кандинский, Кокошка. Музыка: Шонберг. Драма: Карл Краусс. Проза экспрессионизма занимает более скромное место в отличие от поэзии и драмы. Поэзия. Л. Рубинер – сборник “Товарищи человечества. Поэзия мировой революции” (1919). К. Пинтус (составитель) – антология “Сумерки человечества. Симфония новейшей поэзии” (1919). Ведущие темы поэзии экспрессионизма:
1) апокалипсис. Гейм “Настанет гибель для всего живого…”, Ласкер-Шюлер “Конец света”;
2) тема большого города (образы большого города). Гейн “Демоны города”, Избехер “Берлин”;
3) тема любви (выражается через мотивы смерти, распада, уродства, сумасшествия, измены). Брехт “Баллада о смерти от любви”, Гейм “Измена”.