Творчество Антонио Мачадо

Антонио Мачадо (1875-1939), один из крупнейших испанских поэтов XX века, начал свой творческий путь под сильным воздействием испанского и испано-американского модернизма. Однако уже в самых ранних сборниках стихов поэта – “Уединения” (1903) и “Уединения, галереи и другие стихотворения” (1907)-сквозь пелену модернистских образов и настроений прорывался присущий ему гуманизм и пристальный интерес к народному творчеству. Эти черты ярко обнаружились в стихотворениях сборника “Поля Кастилии” (1912).

Книга А. Мачадо, в особенности в расширенном

издании 1919 года, стала одним из самых значительных образцов лирической поэзии вообще, гражданской и социальной лирики в частности. Гражданскими, общественными чувствами пронизаны в этом сбор-пике и многочисленные пейзажные стихотворения и даже интимная лирика. Изображая тяжкую долю испанского, кастильского крестьянства, поэт характеризует, однако, народ как подлинную “душу Испании” и именно с ним связывает надежды на возрождение родины. Напротив, в испанском дворянстве и буржуа он видит лишь ничтожное прошлое, “которое ушло, но как бы и не было”, и, подвергая их осмеянию, предрекает приход новой Испании,
“Испании ярости, Испании разума”. В стихотворениях сборника “Поля Кастилии”, особенности в знаменитой поэме “Земля Альваргонсалеса”, включенной в книгу, обнаруживается зрелое поэтическое мастерство Л. Мачадо, который, обращаясь к народной поэтической традиции, углубляет и обогащает ее завоеваниями современной поэзии.

Принципам гуманизма, гражданственности и народности А. Мачадо сохраняет верность и в последний период своего творчества. Наивно полагая, что искусство, поэзия могут стать силой, преодолевающей общественные противоречия, Мачадо в 20-х годах ищет в своих стихах синтез философского и поэтического начал. Это стремление к созданию новой философской поэзии получило выражение в “Апокрифических песенниках Абеля Мартина и Хуана Майрены” (1926 и 1936), в которых размышления о смысле жизни, в том числе и близкие к экзистенциализму идеи, мысли о родине, о человечестве поэт вложил в уста двух вымышленных философов-поэтов. Поиски синтеза философии и искусства были характерны и. для вышедшего раньше сборника “Новые песни” (1924), в котором напечатаны и знаменитые “Песни к Гиомар” – великолепный образец искренней и глубокой любовной лирики. В стихах сборника, в противовес “левому” искусству, отвергавшему традицию, Мачадо стремится раскрыть неисчерпаемые возможности традиционных поэтических форм народного искусства и классической культуры прошлого для выражения современных идеалов. Этот синтез традиции и новаторства присущ и последним стихам А. Мачадо, созданным уже в годы национально-революционной войны.

Деятельность таких мастеров культуры, как Р. дель Валье-Инклан и А. Мачадо, оказала огромное влияние на формирование жизненных и творческих идеалов молодого поколения-испанских писателей. Как и в других странах Западной Европы, послевоенное поколение испанских писателей вступило в литературу под знаком глубокого идейного и духовного кризиса; свидетельством этого было возникновение различных авангардистских школ.

Одной из первых возникла в 1918 году группа так называемых креасионистов (от исп. сгеаг – “творить”) во главе с чилийским поэтом Висенте Уидобро, призывавшим “творить поэмы так же, как природа творит деревья” спонтанно, стихийно, без участия в этом процессе сознания. Модификацией “креасионизма” стал в Испании “ультраизм”, девиз которого – икга (лат. – “вне, сверх, за пределами”)- провозгласили в конце 1918 года молодые критики и поэты. Они отрицали объективное содержание искусства, объявляли единственной целью поэзии, по выражению одного поэта, “чистую алгебру метафоры, своего рода кубизм слова”. Это лишало поэзию всякого познавательного значения, превращало поэтический образ в бессмысленную и бессодержательную игру, в средство выражения чисто субъективных, недоступных “непосвященным” ассоциаций. Хотя в начале 20-х годов ультраистские идеи пользовались популярностью в среде молодежи, их сторонники не создали ни одного сколько-нибудь значительного произведения, а к середине этого десятилетия большинство из них отошло от “ультраизма”.






Есе на тему журавлі яких шукає людина все життя.
Творчество Антонио Мачадо