Постмодернизм XX – столетия

Постмодернизм одно из самых интересных и сложных явлений XX – столетия. Признанный мэтр постмодернизма известный итальянский ученый и писатель Эко утверждает: “постмодернизм – не фиксированное хронологически явление, а некое духовное состояние…” [9,460]. Причины появления его объясняет итальянский философ Витторио Страда тем, что время возникновения глобальной культуры, которую он называет постмодерной и в состав которой вливаются “все культуры прошлого и различные культуры настоящего”.

Это процесс единства в многообразии

порождающий новую мультикультурную ментальность и этику.[7,201] Литературоведы Д. Затонский, Л Андреев, Б. Бегун видят в постмодернистском мироощущении приметы кризиса, пессимизма, спада, а отсюда “Мир постмодернистского искусства – мир “симуляторов”, ложных видимостей, мир означающих, освободившихся референтов [1,28]. Другие (Т. Денисова, Г. Сиваченко ) утверждают продуктивность постмодернистского сознания, ибо оно “предстает антидогматичным, плюралистичным…, дает преимущество широкому спектру равноправных решений, поискам вариантов[3,26]. Как видим, мнение об этом явлении часто диаметрально противоположны,
однако основные особенности модернизма все исследователи определяют приблизительно одинаково.

Постмодернизм хронологически появился после модернизма, отсюда и его название, хотя некоторые исследователи склонны относить к этому явлению “авторов от Аристофана, в творчестве которого изображен кризис древнегреческой цивилизации; Овидия и Петрония, которые зафиксировали распад целостной системы древнегреческих традиций; а также Рабле и Сервантеса, чьи произведения изображали крах ренессансных идей и т. п. – и до М. Павича [2,90]. Но теоретические основные принципы постмодернизма были сформулированы в 60-70-е годы ХХ века теоретиками искусства, философами-структуралистами (Р. Барт, Дж. Барт, И. Хассан ). В 80-е годы продолжался как процесс теоретического осмысления, так и широкое развитие постмодернистского романа (П. Зюськинд, Ю. Андрухович и др.), что связывают как с окончательным крушением тоталитаризма (распад СССР), так и с сближением с массовой культурой.

Отличительные признаки постмодернизма указал в свое время американский литературовед И. Хассан. Он насчитал их тридцать один, сравнивая с модернизмом. Наиболее характерными признаками в ряду “модернизм – постмодернизм” являются: “форма (единая, закрытая), цель – игра,… синтез – антитеза, соединение – разъединенность,… жанр/границы – текст/ интертекст,… метафора – метонимия,…метафизика – ирония”[8,105]

Интертекстуальность, считает У. Эко присутствует в всяком тексте его эхо будет услышано в процессе работы над произведением, ибо “материал проявит свои природные свойства, но одновременно напомнит и о сформировавшей его культуре”[9,432]. Иными словами писатель цитирует или обращается к уже известным сюжетам, образам, приемам, но теперь с тем, чтобы пародировать или переоценивать их.

В ряде случаев это приводит к тому, что, как писала французская газета “Фигаро” в марте 1970г., авторы предаются “наслаждению от текста”. Лучшие же произведения постмодернизма представляют собой синтез, как писал Р. Барт : “Я уверен, что настоящий писатель – постмодернист не копирует и не отбрасывает своих отцов из двадцатого века и своих дедов из девятнадцатого. Первую половину столетия он таскает не на спине, а в желудке: он успел ее переварить…Идеальный роман постмодернизма должен каким – то образом оказаться между столкновением реализма с ирреализмом, формализма с “содержательностью”, чистого искусства с ангажированным, против элитарной – с массовой” [ Цит. по:3,21]. К таким произведениям относится роман “Имя розы”

Автор романа Умберто Эко (род. в 1932г.) – известный итальянский писатель, ученый, профессор, читает курсы по семиотике и эстетике в Болонском университете, почетный доктор университетов США, Дании и др.. Автор книг “Эстетическая проблематика у Фомы Аквинского” (1956), “Открытое произведение” (1962), “Поэтика Джойса” (1966), “Документ по новому средневековью” 1973), “Тракт об общей семиотике” (1975), “Путешествия в гиперреальное пространство” (1986).

У. Эко утверждает: “Постмодернизм – это ответ модернизму: раз уже прошлое невозможно уничтожить, ибо его уничтожение ведет к немоте, его нужно переосмыслить: иронично, без наивности!”[9,461].






Чого сьогодні не вистачає українцям твір.
Постмодернизм XX – столетия