Если бы я встретила Лесю Украинку (вообразим такое фантастическое путешествие во времени), я бы ее спросила: “Тяжело, Леся, быть мужественной? Тяжело нести свой крест?” Именно так я воспринимаю творчество нашей соотечественницы. О Лесе Украинке всегда говорили как о человеке мужественного характера. А когда мы вообще говорим о мужестве? Только тогда, когда его надо проявить. На мой взгляд, Леся Украинка всей своей жизнью показала, что такое настоящее мужество. Нежная, хрупкая извне, эта юная девочка еще с детских лет усваивала уроки мужества
из рассказов, которые приходилось слышать от родных и близких, от крестьян, к которым Леся относилась очень приятно. И это со временем отразилось в ее вдохновенных произведениях.
Особенно Поражает меня драматическое Сочинение “Боярыня”, которое лишь недавно стали изучать в школе. И не потому, что оно написано очень талантливо и мастерски, а пронизано теми проблемами, которые раскрыла поэтесса в своем произведении. Или не впервые ее литературе того периода писательница затронула глубинные основы отношений Украины и России, показала, какая огромная пропасть разделяет эти народы под гнетом царизма. Когда
сейчас я слышу, что все мы – братья-славяне, меня это бесит. Так как мы имеем какие-то общие языковые корни, но не больше. Ведь исторический путь мы прошли разный. Почему до этого времени никто не разграничивает понятия исторического пути развития и процесса создания языка? Эти пути опять-таки были разные. Так, когда-то была Киевская Русь, которая охватывала нынешнюю территорию Украины, частично России и незначительную территорию нынешней Белоруссии, но же дальше пути разошлись в историческом плане, а народы продолжали жить на своих территориях, исповедуя свою веру, придерживаясь своих традиций. А традиции были лишь на уровне семьи, они начали формироваться и на уровне создания государства. Это мы и наблюдаем в произведении “Боярыня” Леси Украинки. Припомним, что еще в XVI ст. женщина в Украине имела равное избирательное право и могла быть избрана к органам правления на местном уровне рядом с мужчинами, это совсем не отвечало реалиям Московского государства. Там и намека на такую возможность не было. Дискриминация женщин в Москве наблюдалась на всех уровнях, разве что огромное богатство давало возможность женщине что-то заявить о себе, но только о себе, так как никому из таких и в голову не приходило поднять голос на защиту тех, кто тоже мог бы внести что-то полезное для развития общества или государства, но молчали, так как были женщинами и слепо следовали сформированным традициям. Вообразите, как быть Оксане, которая выросла свободной и независимой в своих поступках. Единое, на что она должна была рассчитывать, – это уважение традиций (а они были довольно демократическими) и уважение к другим людям, которые живут рядом. Поэтому и не выдерживает она этого вынужденного гнета в виде дикарских традиций, которые удручают и физически, и духовно. Не может она ради любимого укротить свое естество, хотя и старается. Так как можно запретить человеку дышать? Вот и Оксана не смогла научиться ни дышать, ни жить в свободном проявлении своей личности.
Не удивительно, что это Сочинение длительное время не печаталось. Видно, те, от кого это зависело, отнюдь не хотели, чтобы люди узнали о чем-то новом. Ведь было так удобно причесывать всех под одну гребенку, ссылаясь на славянское единство и общность. Для чего было кому-то знать, что мы, может, и имеем что-то общее в языковом корне, но исторические условия длинного времени были очень разными. И разность эта существенная, она прячется в глубинах не только истории, а и этнического воспитания не одного поколения. Именно поэтому Сочинение “Боярыня” Леси Украинки вызывает большой интерес, а писательница – глубокое уважение за ее мужество написать такое Сочинение.