Крупнейший летописно-хронографический свод Древней Руси
ЛИЦЕВОЙ СВОД-крупнейший летописно-хронографический свод Древней Руси. Л. С. создавался по заказу Ивана Грозного в Александровской слободе в 1568-1576 гг. Он содержал изложение всемирной истории от сотворения мира до XV в. и русской истории до 1567 г. По подсчетам А. А. Амосова, сохранившиеся десять томов Л. С. насчитывают 9745 листов, украшенных 17744 цветными иллюстрациями (миниатюрами). Есть основания полагать, что составлялся (или был составлен, но утрачен) и одиннадцатый том, содержащий изложение русской истории древнейшего периода до 1114 г.
В первых
Около 1575 г. уже подготовленный текст Л. С. по указанию Ивана Грозного был подвергнут существенной переработке в той своей части, которая содержала описание его царствования, т. е. с 1533 по 1568 г. В приписках, сделанных неизвестным редактором на полях рукописи, содержались, в частности, обвинения против лиц, казненных или репрессированных во время опричнины. Работа над Л. С. завершена не была – миниатюры последней части выполнены лишь в чернильном очерке, но не раскрашены.
Л. С. является не только бесценным памятником книжного искусства, но и важнейшим историческим источником: миниатюры, несмотря на условность и символический характер некоторых изображений, дают богатый материал для суждений об исторических реалиях своего времени, а изучение редакторских изменений, внесенных в последний том Л. С. (так называемую “Царственную книгу”), позволяет углубить наши сведения о сложной политической борьбе в послеоприч-ный период, судить об изменившихся оценках Грозным деятельности тех или иных его сподвижников, о новых взглядах царя на сами события его царствования.
Текст Л. С. издан в той части, которая основана на Летописи Никоновской (ПСРЛ.-Т. 9-13).
О. В. Творогов
Схожі твори:
- Историографические сочинения древней Руси ПАЛЕЙ (от греч. “паленое”-древний) – историографические сочинения, повествующие о всемирной истории, в которых изложение собственно исторических событий сопровождается обширными толкованиями и комментариями богословского и церковно-догматического характера. Известно несколько редакций П. Так называемая “Палея Толковая” излагает священную историю и историю Израиля и Иудеи до царствования Соломона с многочисленными богословскими комментариями и антииудейскими полемическими толкованиями. В ее […]...
- Можно ли сказать, что русская культура является европейской и почему (c XX-XIII века крещения Руси и по период киевской Руси)? Культура – явление, которое непрерывно связано с жизнью каждого человека на земле. Именно благодаря ей люди находят общие интересы, развивают свое мировоззрение и духовную сторону жизни. Культура влияет на такие сферы жизни, как формирование общества, развитие речи и даже прогресс. Стоит сразу отметить, что у каждого народа своя собственная культура, в некоторых городах и странах […]...
- Гаврила Романович Державин крупнейший поэт XVIII века Творчество Державина глубоко противоречиво. Раскрывая возможности классицизма, он в то же время разрушал его, прокладывая путь романтической и реалистической поэзии. Поэтическое творчество Державина обширно и в основном представлено одами, среди которых можно выделить гражданские, победно-патриотические, философские и анакреонтические. Особое место занимают гражданские оды, адресованные лицам, наделенным большой политической властью: монархам, вельможам. К лучшим из этого […]...
- Композиционная форма поэмы “Кому на Руси жить хорошо” Заслуживает особого внимания вопрос о первом “Прологе”. В поэме есть несколько прологов: перед главой “Поп”, перед частями “Крестьянка” и “Пир – на весь мир”. Первый “Пролог” резко отличается от других. В ней ставится проблема, общая для всей поэмы ” Кому на Руси жить хорошо “. Вот почему И. В. Шамориков и Г. В. Краснов считают […]...
- Unusual Notice Mr. Robinson had to travel somewhere on business, and as he was in a hurry, he decided to go by air. He liked sitting beside a window when he was flying, so when he got on to the plane, he looked for a window seat. He found that all of them had already been taken […]...
- Бернард Шоу крупнейший сатирик, публицист, театральный деятель Шоу прожил долгую, яркую жизнь – умер в девяносто четыре года. Родился в Ирландии, в Дублине, в семье бедного чиновника, с пятнадцати лет начал зарабатывать себе на жизнь. Переехав в Лондон, увлекся театром, начал выступать в печати как музыкальный критик, а также романист (“Незрелость”, “Неразумные связи”, “Профессия Кашеля Байрона” и др.). Вступив в так называемое […]...
- Сочинение по поэме “Кому на Руси жить хорошо” Тема сочинения: Замысел и его воплощение. Спорные вопросы изучения поэмы. “Кому на Руси жить хорошо” (866-876) можно назвать энциклопедией крестьянской жизни., Сам Некрасов говорил перед смертью, что в эту поэму он “хотел, внести… весь опыт, данный ему изучением народа, все сведения о нем, накопленные по словечку в течение 20 лет”. При жизни автора поэма, оставшаяся […]...
- Формы борьбы народа в поэме “Кому на Руси жить хорошо” Во “Вступлении” к части поэмы – “Пир – на весь мир” ,!Втор “пунктирно” намечает новых героев, выражающих новые формы борьбы. Вахлаки справляют “великий пир” по случаю своего освобождения от князя Утятина. Состав представителей народа увеличен беженцами из соседнего города, сгоревшего “третьогодни”. Образ “пепелища” от города становится символом. Вахлаки похоронили князя. Настоящий бурмистр Влас (а не […]...
- Творческая история поэмы Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” Поэма Некрасова ” Кому на Руси жить хорошо ” занимает особое место как в истории русской классической литературы, так и в творческом наследии поэта. Она представляет собою синтез поэтической деятельности Некрасова, завершение многолетней творческой работы поэта-революционера. Все то, что Некрасов разрабатывал в отдельных произведениях на протяжении тридцати лет, собрано здесь в едином замысле, грандиозном по […]...
- Об Орфее и Эвридике из кн. “Мифы Древней Эллады” (Немировский) Орфей любил юную Эвридику, и сила этой любви не имела себе равных. Однажды, гуляя по лугу, Эвриди-ка нечаянно наступила на змею. Вскрикнула Эвридика и упала. Лицо девушки побледнело. Ясный лоб покрылся испариной, закатились светлые очи. На крик прибежал Орфей и увидел свою невесту. Ударил певец по струнам кифары, но не открыла Эвридика глаз, не потянулась […]...
- Об Икаре и Дедале из кн. “Легенды и мифы Древней Греции” (Кун) Еще в глубокой древности люди мечтали о том, чтобы овладеть небом. В легенде, которую создали древние греки, отразилась эта мечта. Величайшим художником, скульптором и архитектором Афин был Дедал. Он высекал из белоснежного мрамора такие дивные статуи, что они казались живыми. Много инструментов изобрел Дедал для своей работы, например такие, как бурав и топор. Жил Дедал […]...
- “Рождение музыки” из кн. “Мифы Древней Эллады” (Немировский) Жизнь была уже полна звуков. Над горными склонами Фракии гулко разносилось ржание коней, еще не знавших узды. Из зарослей выбегал черный ощетинившийся вепрь и, суетливо хрюкая, звал за собой кабаниху и дюжину полосатых поросят. Медведь под дуплом дуба ревел, отбиваясь лапой от гудящего роя пчел. Густо населенные зверьем, птицами и насекомыми леса клокотали от нестройного […]...
- Широкая социальная панорама в поэме “Кому на Руси жить хорошо” Всю жизнь вынашивал Н. А. Некрасов замысел произведения, которое стало бы народной книгой, т. е. книгой полезной, понятной народу и правдивой, отражающей самые важные стороны его жизни. По словечку в течение 20 лет накапливал он материал для этой книги, а затем 14 лет работал над текстом произведения. Итогом этого колоссального труда явилась эта поэма-эпопея Кому […]...
- Пролог поэмы Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” Вся поэма Некрасова ” Кому на Руси жить хорошо ” – это разгорающийся, постепенно набирающий силу мирской сход. Для Некрасова здесь важен сам процесс, важно, что крестьянство не только задумалось о смысле жизни, но и отправилось в трудный и долгий путь правдоискательства. В “Прологе” завязывается действие. Семеро крестьян спорят, “кому живется весело, вольготно на Руси”. […]...
- Развитие русской литературы в период Петровской Руси Среди преобразований Петра I значительное место занимали реформы в области культуры и просвещения. Были открыты общеобразовательные и специальные школы, в которых обучали детей из разных сословий. В Печатном дворе издавались прежде всего учебно-прикладные, научные, публицистические и деловые книги. Был введен гражданский шрифт. Одной из первых книг для детей, напечатанных при Петре I гражданским шрифтом, является […]...
- Художественное исследование народной жизни в поэме “Кому на Руси жить хорошо” Поэма Н. А. Некрасова ” Кому на Руси жить хорошо “, которую он писал около 20 лет, – итог творческого пути поэта. Она является глубоким художественным исследованием народной жизни, поднимает важнейшие проблемы эпохи. Для того чтобы ответить на вопрос, сформулированный в стихотворении Некрасова “Элегия”: “Народ освобожден, но счастлив ли народ?” – поэту потребовалось создать эпопею, […]...
- О жанре и стиле поэмы “Кому на Руси жить хорошо” Вообще, говоря, о жанре и стиле ” Кому на Руси жить хорошо “, надо иметь в виду большую во многих отношениях близость поэмы Некрасова к прозаическим повествовательным жанрам, чем к поэмам, в частности к лиро-эпической поэме 20-30-х гг. XIX в. Авторы обоих произведений использовали весьма емкую жанровую форму – форму путешествия, позволяющую в любой последовательности […]...
- Художественное своеобразие поэмы “Кому на Руси жить хорошо” Тема сочинения: Художественное своеобразие поэмы. “Кому на Руси жить хорошо” – широкое эпическое полотно, проникнутое горячей любовью к родине, народу, что придает ей ту лирическую теплоту, которая согревает и оживляет весь поэтический строй произведения. Лиризм поэмы проявляется и в самом тоне авторского повествования. Авторское начало в поэме вполне ощутимо, хотя и не всегда выделено на […]...
- Притча “О двух великих грешниках” в поэме “Кому на Руси жить хорошо” Притча “О двух великих грешниках” – одно из самых острых в политическом отношении. Герой некрасовской легенды – разбойник Кудеяр – кающийся грешник. Он получил прощение, лишь убив угнетателя. Дело здесь не во внешней форме. Художник поэтизирует новую “святость”. Повесть о Кудеяре возводит убийство дворянина, хваставшего отсутствием каких-либо человеческих чувств, в религиозный подвиг, за который сам […]...
- Проблема народного счастья в поэме Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” “Я лиру посвятил народу своему”, – писал Некрасов в стихотворении “Элегия”. Народная тема волновала писателя как никакая другая, поэтому он посвятил ей поэму-эпопею ” Кому на Руси жить хорошо “. Композиция поэмы строится по законам классического народного эпоса: она состоит из отдельных, относительно автономных частей и глав: часть 1 – “Пролог”, часть 2 – “Последыш”, […]...
- Образы Матрены Тимофеевны и Савелия в поэме “Кому на Руси жить хорошо” Матрена Тимофеевна и Савелий. Для раскрытия характера крестьянки Матрены Тимофеевны, ее внутреннего мира Некрасов использует форму исповеди. Как известно, право на исповедь получал обычно герой, близкий автору, отличавшийся напряженной интеллектуальной жизнью. У Некрасова же едва ли не впервые в качестве такого героя предстает простая крестьянка. Она оказывается наделенной таким духовным богатством, таким пониманием жизни и […]...
- Художественное своеобразие поэмы Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” Поэма ” Кому на Руси жить хорошо ” занимает центральное место в творчестве Некрасова. Она стала своеобразным художественным итогом более чем тридцатилетней работы автора. Все мотивы лирики Некрасова развиты в поэме, заново осмыслены все проблемы, которые волновали, использованы высшие его художественные достижения. Некрасов не только создал особый жанр социально-философской поэмы. Он подчинил его своей сверхзадаче: […]...
- Мотив голодной жизни крестьянства в поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” ” Кому на Руси жить хорошо ” – поэма-эпопея. В центре ее – изображение пореформенной России. Некрасов писал поэму в течение двадцати лет, собирая материал для нее “по словечку”. Поэма необычайно широко охватывает народную жизнь. Некрасов хотел изобразить в ней все социальные слои: от крестьянина до царя. Но, к сожалению, поэма так и не была […]...
- Поэма “Кому на Руси жить хорошо” – итог раздумий автора о судьбах страны и народа Кому на Руси жить хорошо – с этого вопроса начинается поэма. Сюжет ее, подобно сюжету народных сказок, построен как путешествие крестьян-стариков в поисках счастливого человека. Странники ищут его среди всех сословий тогдашней Руси, но главная цель их – найти “счастье мужицкое”.В поэме решается самый главный вопрос о современности: “Народ освобожден, но счастлив ли народ” Возникает […]...
- Проблема народного счастья в поэме М. О. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” Поэму ” Кому на Руси жить хорошо ” Некрасов задумал как “народную книгу”. Он начал писать ее в 1863 году, а заканчивал смертельно больным в 1877 году. Поэт мечтал, чтобы его книга была близка крестьянству. В центре поэмы – собирательный образ русского крестьянства, образ хранителя родной земли. Поэма отражает мужицкие радости и горести, сомнения и […]...
- Фольклор в поэме в поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” Имя Н. А. Некрасова навсегда закрепилось в сознании русского человека как имя великого поэта, который пришел в литературу со своим новым словом, сумел в неповторимых образах и звуках выразить высокие патриотические идеалы своего времени. Поэма Кому на Руси жить хорошо – это эпос, изображающий жизнь русского народа во всей полноте и многообразии. В своей поэме […]...
- Картины народной жизни в поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” ” Кому на Руси жить хорошо ” – поэма-эпопея. В центре ее – изображение пореформенной России. Некрасов писал поэму в течение двадцати лет, собирая материал для нее “по словечку”. Поэма необычайно широко охватывает народную жизнь. Некрасов хотел изобразить в ней все социальные слои: от крестьянина до царя. Но, к сожалению, поэма так и не была […]...
- Образ Руси в поэзии С. А. Есенина Во все века художники, писатели, поэты, размышляя о красоте и убогости России, свободолюбии ее народа и духовном рабстве, вере и безверии, стремились создать свой неповторимо-индивидуальный образ России, Родины. Для Есенина родной край – это средняя Россия, село Константиново Рязанской губернии. Это Русь деревенская, с крестьянским бытом и древними традициями, ее сказками и песнями, с диалектными […]...
- Художественная проза Киевской Руси XI-XIII вв СЛОВО О КНЯЗЬЯХ-литературный памятник, традиционно относимый к XII в и встречающийся в рукописях под заглавием “Похвала и мучение святых мученик Бориса и Глеба”, “Слово похвальное на перенесение святых страстотерпец Бориса и Глеба ”, “Неделя 18 п6 всех святых Слово о князьях” Поводом к написанию произведения послужили княжеские усобицы, раздиравшие Русь Основной его пафос состоит в […]...
- Жанр поэмы “Кому на Руси жить хорошо” Некрасов назвал ” Кому на Руси жить хорошо ” поэмой. Однако она в жанровом отношении не была похожа ни на одну из известных русских поэм. “Кому на Руси жить хорошо” – народная героическая поэма. Некрасов объединил черты трех жанров: “крестьянской” поэмы, изображающей жизнь мужика, сатирического обозрения, рисующего врагов народа, и героико-революционной поэмы, раскрывающей образы борцов […]...
- Роль странников в поэме “Кому на Руси жить хорошо” ИзменениЯ, происходящие с семью мужиками в процессе их поисков, чрезвычайно важны для уяснения авторского замысла, центральной идеи всего произведения. Только странники даны в ходе постепенных изменений, в эволюции (остальные действующие лица изображены с уже сложившимися характерами и представлениями о жизни). Следовательно, главная мысль поэта о росте крестьянского самосознания в пореформенный период раскрывается прежде всего через […]...
- Главные герои в поэме Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” В поэме также ярко показан образ женщины-крестьянки Матрены Тимофеевны Корчагиной. Тяжела была судьба крестьянина, но еще тяжелее, еще бесправней была судьба русской крестьянки. В семье она была самой забитой, самой бесправной рабой своего мужа, своей свекрови. Сколько человеческих страданий видим мы в жизни крестьянки Матрены! Нет косточки не ломаной, Нет жилочки не тянутой, Говорит она […]...
- Образы помещиков в поэме Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” Ни в ком противоречия, Кого хочу – помилую, Кого хочу-казню. Вспоминает о былом помещик Оболт-Оболдуев. В условиях полной безнаказанности и бесконтрольного произвола складывались и правила поведения помещиков, их привычки и взгляды: Закон – мое желание! Кулак – моя полиция! Удар искросыпительный, Удар зубодробительный, Удар скуловоррот!.. Отмена крепостного права”ударила одним концом по барину, другим по мужику”.К […]...
- Русская женщина в поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” С ранних лет я полюбила поэзию Н. А. Некрасова. Он всю свою жизнь служил “великим целям века”. Его муза – родная сестра обездоленных. Особенно дороги мне стихи, посвященные безысходности доли русской женщины-крестьянки. Мне кажется, что это лучшие стихи поэта, говорящие о горькой, многострадальной судьбе женщины-труженицы. Образ женщины-труженицы, “страдалицы”, созданный поэтом, навсегда западает в душу. Женщина-крестьянка […]...
- “Народный заступник” Гриша Добросклонов (по поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”) Гриша Добросклонов коренным образом отличается от других действующих лиц поэмы. Если жизнь крестьянки Матрены Тимофеевны, Якима Нагого, Савелия, Ермила Гирина и многих других показана в покорности судьбе и сложившимся обстоятельствам, то у Гриши наблюдается совсем иное отношение к жизни. В поэме показывается детство Гриши, рассказано о его отце и матери. Жизнь его была более чем […]...
- Тема: – “Сердце народное” в поэме Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” Во всех своих произведениях Николай Алексеевич Некрасов обращается к народу. И поэма ” Кому на Руси жить хорошо ” не исключение. Некрасов сблизил поэзию с народом, он писал о народе и для народа. Единственный судья для поэта – народ. Он и прославляет, и осуждает его за то, что он забитый, непросвещенный, за то, что он […]...
- Как живется чиновнику, боярину, купцу и царю в поэме “Кому на Руси жить хорошо” Планы к неосуществленным главам поэмы, конечно, представляют большой интерес при изучении творческого замысла Некрасова. В воплощении этих планов поэт дальше набросков не пошел. Это говорит не только о том, что автор не успел завершить своего грандиозного творения, но также и о том, что в процессе работы Некрасов изменил направление своего первоначального замысла. В 70-х гг., […]...
- Какова роль притчи “О двух великих грешниках” в поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”? Притча “О двух великих грешниках” входит в состав главы “Пир на весь мир”. “Древняя быль” – один из наиболее социально острых эпизодов эпопеи ” Кому на Руси жить хорошо “. Начинается притча с описания бесчинств Кудеяра, жестокого разбойника. Он ворует, грабит, похищает людей. Ему нравится такая жизнь. Но вот однажды в нем пробудилась совесть, опостылела […]...
- Краткое изложение Кому на Руси жить хорошо Некрасов Однажды на столбовой дороге сходятся семь мужиков – недавних крепостных, а ныне временнообязанных “из смежных деревень – Заплатова, Дырявина, Разутова, Знобишина, Горелова, Неелова, Неурожайка тож”. Вместо того чтобы идти своей дорогой, мужики затевают спор о том, кому на Руси живется весело и вольготно. Каждый из них по-своему судит о том, кто главный счастливец на Руси: […]...
- Зачем нужны запятые Я считаю, что запятые, как и другие знаки препинания, выполняют важную роль в письменной речи. Они помогают понять структуру предложения, а значит, смысл написанного. Запятые могут отделять части сложного предложения или однородные члены друг от друга, а могут выделять обособленные члены или слова, грамматически не связанные с предложением. Так, например, в предложении: “…..” – запятые […]...