Казацкому роду Нет перевода. Народная мудрость

П. Кулишу принадлежит первенство в создании исторического романа в украинской литературе. Главная идея “Черного совета” в том, что Руине, злым символом какой стал черный совет, писатель противопоставляет тихую гавань справедливого украинского государства, общественная организация которой напоминала бы, жизнь на хуторе – Череваня. “Черный совет” – произведение многоплановое. Автор ярко показывает казацкие обычаи, законы, жизни панства и простого люда, их взаимоотношения между собой.

Реальные герои и герои выдуманные

действуют здесь согласно принципам романтизированной исторической легенды, где любовные приключения переплетаются с описаниями суровых страниц национальной истории. Здесь изображены бушующие события прошлого страны, раскрываются сильные характеры, беспредельно отданные правде. Сомко, Тур, Шрам ботятся об Украине. Брюховецкий – только о власти.

Этот разительный контраст помогает лучше понять конфликт между, будто бы одинаковыми, сечевиками. Брюховецкого можно сравнить с хитрющей лисой. Чтобы взять в руки булаву, он не отступает ни перед чем. Шрам же с Сомком сами сложили свои полномочия представителей власти.

Писатель ярко изображает исторические времена Запорожской Сечи. Читатели должны осознать, что Запорожская Сечь была первой демократической республикой Европы и всего мира. По словам П. Кулиша, “Запорожье испокон века было сердцем украинским…”. Автор с уважением доказывает, что Сечь имела мудрые законы: “На Запорожье все равны: нет, там ни господ, ни мужиков, ни богатых, ни бедных”. Особенно захватывается он законом побратимства казаков. Самый колоритный, ярчайший среди козаков образ шалашного атамана Кирилла Тура. Это – воплощение рыцарства, отваги, свободолюбия. Главное для него – казацкая честь. Вся его сущность протестует против того, чтобы напасть вдвоем на одного. Рыцарство, искренность души Тура оказываются тогда, когда он желает отдать жизнь за Сомка. Туру не сидится на месте, он сердцем польется в поход, в степь, на военную тропинку.

В атмосферу эпохи П. Кулиш вводит читателей через образы исторических фигур. На страницах романа читаем: “как вода в черном море не переведется, пока мир солнца, так и в мир слетаются они туда, как орлы за недоступную скалу”. Кроме основных героев, автор часто упоминает о давних временах украинской истории, о знаменитых рыцарях: Петра Конашевича – Сагайдачного, Самойла, Кошку, Морозенка, Наливайка и других. С любовью изображенный Кулишем полковник Шрам, который был пылким поборником объединения Украины.

Шрам – лицо историческое. В его образе воплощены чувство патриотизма. Через

Черты характера полковника и священника Шрама писатель обобщает характер запорожцев – старшин, их обычаев, любви к родной земле. “Как надо спасать Украину, безразлично мне и лета, и раны”, – говорит Шрам.

Достойный отца и его сын Петр – “орел не казак”. Мужество, храбрость Шраменка поражают даже старых казаков: “Не каждый способен под снопами большую реку переплывать”.

Воплощением гражданской совести в романе выступает Божий мужчина – слепой старец-кобзарь. Это романтический образ человека зрелого национального сознания, который в моральном плане стоит выше казацкой верхушки. Этот кобзарь – патриот выполняет думы и исторические песни. Автор пишет, что “душа его жила не на земле, а на небе”. Ярко описывается упорный сечевик, отец Филин, который отстаивает демократическую казацкую республику. Запоминается он наипрежде своим правдолюбием. Когда Кирилл Тур опозорил запорожский обычай, Филин сильнее всех упрекает его. Не боится Филин и Брюховецкого, проговаривая к нему мужественное слово: “Враньем мир пройдешь, и назад не возвратишься! Плюйте, братцы, на его гетманство!”

Роман П. Кулиша “Черный совет” является отображением рыцарства казаков, их безграничной любви к Украине, готовности отдать жизнь за родную землю.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

Казацкому роду Нет перевода. Народная мудрость