Как я познакомилась с героями пьес Чехова?
Став старше, я познакомилась с героями пьес Чехова. Сложный мир человеческих взаимоотношений заставлял меня задуматься над многими вопросами: в чем счастье, что такое любовь и что она приносит, как надо жить. Стремящиеся к счастью чеховские герои близки мне, и понятны их горести и страдания. Аня Раневская из “Вишневого сада”, Ирина из “Трех сестер”, Нина Заречная из “Чайки” становятся моими любимыми героинями.
Уходит в новую жизнь Аня, она мечтает о цветущем вишневом саде на всей земле. Неизвестно, как сложится ее судьба,
Привлекает меня в чеховских героях и некоторая странность. Комичен Петя Трофимов, некрасив Тузенбах, вызывает сочувствие Вершинин с его высокими помыслами и нелепой привязанностью к жене, которая вечно покушается на самоубийство, и его трогательная любовь к своим “девочкам”. Эта странность не мешает героям пьесы быть честнейшими
Изображение внутреннего мира человека – вот что самое интересное в чеховских пьесах, где нет острых ситуаций, интриг. Характеры героев познаются в буднях обычной жизни. Душевное состояние его героев подмечаешь в незначительных репликах, разговорах о самых обыденных делах, даже в паузах.
И это будничное течение жизни, “тина засасывающих мелочей”, болото обывательской уездной жизни, где томятся и страдают лучшие герои Чехова, разоблачает сущность мещанства, которое всей душой ненавидел писатель. Особенно отвратительна воинствующая мещанка Наталья Ивановна из “Трех сестер”, равнодушная ко всему, кроме собственного благополучия.
“Пошлость пошлого человека”, духовную пустоту мещан показывает писатель и в своих прозаических произведениях – “Душечка”, ” Ионыч “, “Крыжовник”, “Дом с мезонином”, “Учитель словесности” и других. Приземленность интересов, узость кругозора, равнодушие – вот черты мещанской психологии, которая вызывает у Чехова тревогу и отвращение. К сожалению, эти черты мещанства не изжиты еще в нашей жизни. И Чехов учит понимать жизнь, стремиться к прекрасному, бережно относиться к тонкости и душевной чистоте человеческих отношений, ненавидеть узость и трусость Беликовых, тупость и приспособленничество Хамелеонов, грубость и самоуправство Пришибеевых.
Мое знакомство с Чеховым произошло в раннем детстве, когда мам прочитала мне “Каштанку”. Меня до слез взволновала судьба собаки, потерявшей своего хозяина, и я уже не могла равнодушно относиться к тому, что мальчишки мучают кошек, стреляют из рогаток по воробьям… Я тут же начинала представлять себе, как больно и обидно этим беззащитным существам, как они страдают… И я ввязывалась в драки, защищая ни в чем не повинных животных и птиц. Иногда мне здорово доставалось, но как я была счастлива, когда выходила победительницей. Кормила на лестнице бездомных котят, выходила раненого грача. Сочувствие к страдающим животным, доброту и человечность мне помог постичь Чехов…
Следующая моя встреча с Чеховым произошла в школе. Мы проходили рассказ ” Хамелеон “. У нас в классе было увлечение находить среди ребят тех, кто был чем-то похож на героев басен, сказок, рассказов, которые мы изучали. Когда учительница закончила читать рассказ, мы все, как один, повернулись в сторону одного мальчика, страшного ябеды и подхалима, который постоянно менял свою точку зрения в зависимости от обстоятельств. Кто-то из нас прошептал: “Хамелеон”. Я никогда не забуду, как он горько плакал… Это было так неожиданно для нас, что мы все ему простили. А он, по-моему, изменился, стал общительнее и добрее. Прозвище “хамелеон” стало у нас одним из самых обидных. А другие рассказы Чехова (“Толстый и тонкий”, “Человек в футляре”) помогли нам понять, что в нас было мелочного, гадкого, трусливого.
Но по-настоящему я поняла и полюбила этого замечательного писателя и потянулась к нему всем сердцем только в десятом классе. У нас тогда было много нерешенных вопросов. Мы постоянно спорили о смысле жизни, о месте человека в обществе, о будущей профессии. Эти споры вспыхивали стихийно на классных часах, на сочинениях литературы и просто на переменах.
Мы почти все не хотели быть похожими на кого-нибудь, хотели найти свой путь.
Помню, что во многом здесь помогали уроки литературы. Герои, Толстого, Чернышевского, Тургенева и Чехова тоже искали, и разница во времени не мешала нам с огромным участием и влиянием следить за их исканиями смысла жизни. Этот вопрос волновал и многих героев Чехова. Вот тут-то я поняла и почувствовала всю глубину и искренность его произведений Рассказы и пьесы Чехова показались мне настолько современными, что я увидела среди окружающих меня людей и Ионычей, которые в молодости о многом мечтали, ко многому стремились, но быстро успокоились и опустились, и Беликовых, которые боятся сделать лишний шаг(“как бы чего не вышло”)
Чехов помог мне взглянуть на мир критически, ответить на вопросы: каким быть стыдно и как избежать этого. Герои его пьес – грустные Три сестры, неудачник дядя Ваня, милый недотепа Петя Трофимов – раскрывали целый мир сложных человеческих взаимоотношений, где сталкивались высокие чувства с низменными, пошлыми.
Но больше всего мне понравилась ” Дама с собачкой “. Потрясла всепобеждающая сила любви, которая “воскресила” в человеке человека, вытащила его из болота обывательщины и пошлости, глубоко взволновала история любви Гурова и Анны Сергеевны.
Его сомневающиеся и думающие герои заставляют и меня думать. Читая произведения Антона Павловича Чехова, я чувствую, что ненавижу мещанство, ханжество и косность, верю в человека, в его прекрасное будущее, когда наша Родина будет цветущим садом.