Как отличить прирожденного физика от лирика? Описание
О таких людях, как Федор Пироцкий, говорят: родился весьма поздно. В первой половине столетия, когда электротехника еще не вышла из романтической колыбели, его смелые проекты-догадки могли бы получить ему мировую славу. Но он жил и работал во времена, когда самый блестящий проект необходимо было защитить физико-математическими и экономическими расчетами. Этого Пироцкий не умел. Он вырос в Лохвицком уезде Полтавской губернии. Отец, отставной армейский врач Аполлон Пироцкий, готовил сына к военной карьере и даже игрушки покупал соответствующие
И мальчику было куда интереснее плавить олово в пламени свечки, чем разыгрывать кукольные баталии. К счастью, Пироцкий нашел товарища и единомышленника: одновременно с ним, осенью 1866 года, к Киевской крепости прибыл молодой саперный подпоручик Павел Яблочков. Целиком вероятно, что именно он, будущий изобретатель электрической “свечи”, разжег в Пироцком интерес к электротехнике.
Как отличить прирожденного физика от лирика? Поставить с глазу на глаз с водопадом. Лирик скажет: “Какая красота!”, физик – “Какая сила!”. Когда Пироцкий увидел знаменитейшие
Свои соображения он изложил в виде проекта, который имел определенные недоработки из-за недостатка инженерного образования, тем не менее, он содержал целиком новую, для того времени, идею ГЭС, Кто-то из великих ученых сказал: “Я отдал бы десять лет жизни, лишь бы заглянуть в школьные учебники следующего столетия”. Пироцкий не докопался до истины, которая известна теперь буквально каждому: для эффективной передачи энергии на большое расстояние нужно высокое напряжение. Он пошел другим путем: решил во много раз уменьшить сопротивление проводников. Идея была ошибочной, и именно эта ошибка помогла ему изобрести трамвай. У него появилась идея подводить ток к электродвигателю по рейкам. В 1879 году у Пироцкого готов проект трамвая. Он старается заинтересовать им Петербургское общество конной железной дороги: “Электрическая конка сильна, быстра и надежна”. Прошло, однако, немало времени, прежде чем Общество конной железной дороги разрешило провести эксперимент в одном со своих парков. Это произошло третьего сентября 1880 года в Петербурге. “Особенно чудесным кажется, – писали газеты, – что вагон, который двигает невидимая сила, почти! мгновенно, по желанию машиниста, останавливается и начинает ехать назад”. Правление Общества конной железной дороги дало одобрительный отзыв относительно “электрической конки”, но внедрять проект отказалось. Пироцкий израсходовал на эксперименты с трамваем большие деньги и никогда уже не смог полностью оплатить долги. По выходу в отставку он проживал в городе Олешки (ныне Цюрупинск) в дешевом номере отеля.
Пироцкому посчастливилось: он успел увидеть первый в России киевский трамвай, построенный в 1892 году инженером-генералом Амандом Егоровичем Струве. Новенькие желто-красные вагоны легко преодолевали отвесный подъем от Подола до Крещатика. Они были намного мощнее и совершеннее первого вагона, и все же – это были его родные братья.