Авангардистская лирика футуриста М. Семенко

Об украинском футуризме начали упоминать сравнительно недавно. Тем не менее, не следует забывать, что в 10-30 года XX столетия это было мощное авангардное течение в нашей литературе. Возглавлял группу футуристов Михаил Семенко. Человек-молния, человек, который умел делать мертвые петли в поэтическом небе, человек, который утверждался и совершенствовался, разрабатывая собственный неповторимый стиль. Вместе с тем у поэта была впечатлительная душа, которую можно сравнить с взлетом “несмелого” белого мотылька (стих “Мотылек”).

Ведущим поэтическим образом в поэзии М. Семенко является город. Его он воспевал в нескольких стихотворениях с названием “Город”, эти произведения имеют другое название по первой строке: “Вдыхаю я тонкий яд…”, “Блеснет и капнет”, “Солнце освещало…”, “За окно вылетали…”, “Вечер под дождем…”, “Город мокрый”. А также в стихах с чрезвычайно выразительными названиями, которые отображают городскую атрибутику: “Дома”, “Тротуар”, “Улицы”, “Асфальт”, “В кафе”. Михаил Семенко восхищается городскими пейзажами, с удовлетворением вдыхает запах бензина, обожествляет быстрое движение, которое он называйте “двигателем жизни”, любит посидеть с друзьями в кофейне, сходить в кино, которое входило тогда в моду. В поэзии он главным критерием значимости

считает оригинальность мысли и словесную игру. Даже из названий произведений Михаила Семенко можно догадаться, что он является приверженцем неологизмов. О значении многих таких слов читатель легко догадывается, а над некоторыми приходится призадуматься. Произведения М. Семенко держат читательскую мысль в постоянном напряжении, поэтому их интересно читать и анализировать.

Возьмем, например, стих “Желание”. Только такой оригинальный писатель, как Михаил Семенко, мог поставить такой бессмысленный, на первый взгляд, вопрос:

Почему нельзя перевернуть мир?

Чтобы поставить все кверху ногами?

Оказывается, что подобное “желание” М. Семенко может осуществить сам и не обнаружится смельчака, кто посмел бы ему возразить. Переворот мира, осуществленный лирическим героем поэзии М. Семенко, выглядит странным. Он раздает детям звезды вместо игрушек, а служанке Маше дарит весенние березы, чтобы ее полюбил Петька. Михаил Семенко любит постоянные изменения, постоянную динамику. Его не устраивает даже сама природа, он называет ее “балаганом” и стремится, чтоб ее “черты ухватили”, ведь его “желание” невозможно выполнить.

Стих “Приглашение” – это обращение к грядущим поколениям. Поэт всем тем, кто хочет его “духа вызвать” обещает показать множество миров “оригинальных и капризных”, множество путей, а также отворить замкнутую дверь. Михаилу Семенко удалось победить “все стихии и дожди”, поэтому, конечно, прогуляться с ним ночью было бы интересно.

Такую же интересную прогулку обещает поэт и во втором стихотворении с аналогичным названием “Приглашение”. На этот раз он предлагает подняться на Батиеву гору, так как там “хорошо”, “симпатично и разноцветно”. Поэт знает, что кое-кто смотрит на футуристов “как на зверей”, тем не менее, он хочет преодолеть такое несправедливое отношение со стороны общества к нему и его друзьям, стремится к доверию и доброжелательности со стороны читателей, он пишет:

Люди мы сильные, молодые, смелые Не боимся никого и желаем всем добра.

Несмотря на экзотичность мышления Михаила Семенко, непримиримость его натуры, его произведения должны занять надлежащее им место в литературном процессе, возвратиться к читателям и стать предметом широких дискуссий, ведь этот поэт стал ведущей звездой авангардного движения в Украине, сделал достойный вклад в ее возрождение, которое со временем назвали “расстрелянным”.



Метерлінк синій птах символізм.
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...
Авангардистская лирика футуриста М. Семенко