Кабалевский Д. Б. Программа по музыке для обще образовательной школы

В Программе по музыке для общеобразовательных школ Д. Б. Кабалевский на произведениях импрессионистов специально не останавливается. Он включает их в качестве музыкальных примеров в темы общего характера. Так, в IV-ой четверти 4 класса (тема “Можем ли мы услышать живопись? “) в качестве музыки для слушания предлагается “Хабанера” из “Испанской рапсодии” М. Равеля. Д. Б. Кабалевский делает акцент на слуховом анализе тембрового оформления основной. Это вполне закономерно, поскольку импрессионистам свойственно подчеркнутое внимание

к тембровым краскам.

Многие произведения К. Дебюсси и М. Равеля воспринимаются как живописные звуковые картины. В “Хабанере” автор Программы советует педагогу обратить внимание ребят на необычно мягкое, нежное звучание трубы. Все дети знают трубу как воинственный, боевой, призывный инструмент и открытие ими новых звуковых качеств хорошо известного музыкального инструмента способствует возрастанию интереса, как к тембру самого инструмента, так и к музыке, которую он исполняет. В данном случае не секрет, что богатство возможностей разных инструментов оркестра нередко “выпадает” из поля зрения

детей, и знакомство с музыкой импрессионистов – чрезвычайно благодатный материал для восполнения подобных потерь.

Как произведение для слушанья используется один из симфонических ноктюрнов К. Дебюсси “Празднества” (4 класс, IV четверть) . По мысли Д. Б. Кабалевского, музыка “Празднеств” должна “вызывать яркие зрительные образы картины народного гуляния” (прогр. К. с. 37) . Но в данном случае авторская программа К. Дебюсси, от которой явно отталкивался в постановке своей педагогической задачи Д. Б. Кабалевскии, не только не проясняя ситуацию содержания в музыке, а на оборот – усложняет ее. По словам композитора, “Праздненства” запечатлели воспоминания о народных ночных гуляниях в Булонском лесу в виде “ослепительных и химерических видении” (цит. по 9, с. 76) . Нам думается судить о таких образах школьникам чрезвычайно трудно. Это касается и возникновения у них зрительных ассоциации ночного народного праздника во Франции, для чего нужно быть осведомленными о культуре этой страны. На наш взгляд неподготовленным слушателям, какими являются ученики.. класса, достаточно сложно адекватно воспринять ярко-импрессионистическое произведение. Для этого требуется богатый опыт общения с импрессионистами.

Без подготовительного этапа совершенно невозможно постижение такого сложного произведения как “Болеро” М. Равеля. Оно фигурирует в качестве музыки для слушания на уроках I-ой четверти в 6 классе (тема “Музыкальный образ”) . Д. Б. Кабалевскии видит задачу педагога в том, чтобы помочь детям воспринять это произведение как единый, развивающийся образ танца. По нашему мнению, такая задача может быть успешно решена при следующих условиях: во-первых, при наличии положительного опыта предыдущего общения учеников с крупными, масштабными произведениями во-вторых, при умении учащихся не только различать тембры музыкальных инструментов, но и слышать тембровое развитие симфонической партитуры, наконец, важна способность педагога увлечь детей, повести их за собой.

В предварительных замечаниях автор говорит, что одной из задач учителя на уроках музыки является воспитание у учеников чувства стиля, которое формируется в результате накопления музыкального опыта. Но тот опыт, который приобретают учащиеся, обратившись к музыке К. Дебюсси и М. Равеля, очень мал для достижения поставленной цели. И сам Д. Б. Кабалевскии не отрицает возможности расширения круга избранных им произведении.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 5,00 out of 5)

Кабалевский Д. Б. Программа по музыке для обще образовательной школы