Программа Музыка 1 – 8 классы под ред. Ю. Б. Алиева

Программа “Музыка” под редакцией Ю. Б. Алиева предусматривает начало знакомства детей с музыкой импрессионистов уже во 2-м классе. В контексте темы года “Выразительные возможности музыки” во II-ой четверти (тема “Музыка выразительная”) автор предлагает в качестве материала для слушания фортепианную миниатюру К. Дебюсси “Лунный свет” из “Бергамасской сюиты”, а в III-й четверти (тема “Кто исполняет музыку”) – пьесу для флейты соло “Сфинкс” того же автора.

Достаточно раннее приобщение детей к музыке импрессионистов

(в частности К. Дебюсси) выглядит вполне логичным в цвете центральной идеи Программы – постепенное постижение учениками характерных особенностей историко-художественных направлений в музыке (в том числе импрессионизма) . Но как нам кажется предложенная музыка несколько сложна для детского восприятия (в особенности это касается пьесы для флейты соло “Сфинкс”) и на начальном этапе знакомства с импрессионизмом целесообразнее использовать более доступные сочинения. Таковыми вполне могли бы быть произведения К. Дебюсси и М. Равеля, адресованные детской аудитории.

Следующее соприкосновение

с творчеством К. Дебюсси возникает во II-ой четверти 3 класса. Тема этой четверти “Симфоническая музыка. Симфонический оркестр, группы его инструментов”. Для прослушивания вновь предлагается “Лунный свет” К. Дебюсси, но уже в переложении для арфы. И здесь нам кажется удачным момент обращения к знакомой музыке, звучащей в другом исполнении. Так же в рамках тематики II-ой четверти можно добавить больше оркестровой музыки импрессионистов в виде фрагментов (например, “Облака” К. Дебюсси, “Болеро” М. Равеля и др.) В средних и старших классах центральной задачей программы Ю. Б. Алиева становится формирование у учащихся представлений о различных историко-художественных стилях. После рассмотрения в 5 классе стиля русской композиторской школы, в 6 классе учащиеся приступают к освоению понятия музыкального стиля во всех его видах и проявлениях.

В 7 классе учащиеся получают представление о таких стилевых направлениях в искусстве конца XIX – начало XXв. в. (и соответственно музыкальных стилей) , как импрессионизм, экспрессионизм, неоклассицизм. Среди тем I-ой четверти, посвященных этим направлениям встречаем тему “Импрессионизм в музыке”. Она раскрывается на примерах следующих музыкальных произведении: для слушания – “Лунный свет” из “Бергамасской сюиты”, прелюдии для фортепиано “Девушка с волосами цвета льна” и “Сады под дождем”, прелюдия “Послеполуденному отдыху Фавна”, К. Дебюсси: “Игра воды”, “Красавица и чудовище” и “Волшебный сад” из сюиты “Моя матушка гусыня”, “Болеро” М. Равеля. Для пения – “Песня дитя” из оперы “Дитя и волшебство” М. Равеля: романсы “Чудный вечер”, “Рождественская песня бездомных детей” К. Дебюсси.

Круг произведений предложенных Ю. Б. Алиевым, на наш взгляд достаточно сложен для учеников 7 класса (особенно вокальные сочинения) . Данный выбор музыкального материала, автор программы обуславливает важностью образовательной линии, т. к. в прямой зависимости от полученных знаний сказывается уровень художественного вкуса подростка, его идеалы, убеждения, эстетические потребности и творческие способности.

Хотелось бы отметить, что первоначально данная Программа была рассчитана на 10 лет обучения по 2 (два) часа в неделю, затем тот же объем материала был “уложен” в 8 лет по одному часу в неделю. Следовательно к импрессионизму ребята бы обращались в 9 – 10 классах, и при занятиях музыкой 2 часа в неделю знакомство с кругом музыкальных произведений, определенных Ю. Б. Алиевым, было бы вполне продуктивным. Но ввиду ограниченного количества часов и сравнительно небольшого возраста учеников следовало бы несколько изменить выбор предлагаемых для изучения произведении и выгодно дополнить его детской музыкой К. Дебюсси и М. Равеля. Нам кажется, что вокальные сочинения импрессионистов можно оставить в стороне, как и прелюдию к “Послеполуденому отдыху Фавна” К. Дебюсси и “Игру воды” М. Равеля, т. к. в этих произведениях музыкальный язык очень сложен, и ученикам будет трудно понять и принять его.

Автор Программы не останавливается на методах подачи материала, целиком полагаясь на творческий подход учителем музыки.

Следует отметить, что тема “О стилях в музыке” впервые вводится в школьную программу. И еще один положительный момент – привлечение произведении К. Дебюсси на уроках музыки в начальной школе, что будет способствовать постепенному овладеванию основами столь сложного направления как импрессионизм.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

Программа Музыка 1 – 8 классы под ред. Ю. Б. Алиева