Дидро и энциклопедисты. Анализ повести “Монахиня”

Дидро (1713-1784) в течение четверти века стоял во главе грандиозного предприятия – издания знаменитой “Энциклопедии”. Материализм Дидро далеко опередил философ систему Вольтера. Дидро стоял на пороге диалектического материализма. Жизнь его полна самой напряженной борьбы, самой энергичной деятельности в области мысли и весь проста, бедна событиями в житейском течении. В 1750 издатель Лебретон пригласил его в качестве редактора “Энциклопедии”.

Работа над ней захватила его. “Энциклопедия” издавалась 30 лет. Д’Аламбер не выдержал

напряжения борьбы и отошел от руководства изданием. Дидро один довел дело до конца. В издании участвовали все просветители: Руссо писал статьи о музыке, Тюрго – о политэкономии, Бюффон – о естественных науках. Статью “Разум” написал Вольтер. Монтескье дал интересную работу по эстетике(Статью “Вкус”). По вопросам религии писал Гольбах. “Энциклопедия” – огромное коллективное литературно-публицистическое, полемическое произведение, чем научный справочник в прямом смысле. Папа Климент13 в специальном послании 1759 осудил “Энциклопедию” на сожжение. Французские иезуиты в память этого
события выбили медаль с колоритной надписью “Попранная нечестивая мудрость”. На медали были изображены глобус и книга., придавленные крестом. Последний Вселенский собор(1967) под председательством папы Павла6 отменил Индекс.

Дидро больше, сем кто-либо из просветителей, занимался вопросами теории искусства. Музыка, живопись, скульптура, теория драматургии и сценического мастерства входили в круг его интересов. В эстетических трудах много тонких наблюдений, бесценных для художника и ценителя искусства.

Драматургическая теория Дидро – важнейший вклад в область театрального искусства. Реформа театра, задуманная Дидро, исходила прежде всего из полит задач. Искусство необходимо приблизить к жизни, из небесных сфер. Фантазии и иллюзий спустить на землю со всеми ее проблемами и конфликтами. Классицистическую трагедию Дидро предложил заменить новым жанром – драмой, посвятив ее современности и героям – простолюдинам. В пьесы Дидро в качестве основного эмоционального средства воздействия на зрителя водит элемент чувствительности.

В 1760 Дидро написал роман “Монахиня”, разоблачавший преступления церкви. Девушку Сюзанну Симонен, вопреки ее воле, определяют в монастырь. Девушка умна, красива, здорова, природа создала ее для жизни. Общество, руководствуясь предрассудками, обрекает ее на аскетическое отречение от всех желаний и интересов.

Природа создала ее свободной. Общество, руководствуясь противоестественной моралью, заковало ее в кандалы. Все против нее. Игуменья Арпажонского монастыря преследует молодую девушку преступными притязаниями, питая к ней противоестественную страсть. Сюзанна бежит из монастыря. Но перед ней грозная сила предрассудков. Теперь она становится человеком вне закона. Роман написан в форме записок – исповеди. Героиня, как видит ее читатель, – чуткая. Отзывчивая, наивная, немножко склонная к рефлексии девушка. Она глубоко религиозна, и тем не менее каждый ее поступок, каждое движение ее сердца являются протестом против религии. Наивным простосердечием дышит каждая строка повести: все описания лаконичны, сведены до минимума. Здесь нет многоцветных картин природы, нет лирических страниц, раскрывающих поэзию чувств. Перед нами достаточно сухая, почти протокольная запись.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

Дидро и энциклопедисты. Анализ повести “Монахиня”