Дидро и энциклопедисты. Анализ повести “Монахиня”

Дидро (1713-1784) в течение четверти века стоял во главе грандиозного предприятия – издания знаменитой “Энциклопедии”. Материализм Дидро далеко опередил философ систему Вольтера. Дидро стоял на пороге диалектического материализма. Жизнь его полна самой напряженной борьбы, самой энергичной деятельности в области мысли и весь проста, бедна событиями в житейском течении. В 1750 издатель Лебретон пригласил его в качестве редактора “Энциклопедии”.

Работа над ней захватила его. “Энциклопедия” издавалась 30 лет. Д’Аламбер не выдержал напряжения борьбы и отошел от руководства изданием. Дидро один довел дело до конца. В издании участвовали все просветители: Руссо писал статьи о музыке, Тюрго – о политэкономии, Бюффон – о естественных науках. Статью “Разум” написал Вольтер. Монтескье дал интересную работу по эстетике(Статью “Вкус”). По вопросам религии писал Гольбах. “Энциклопедия” – огромное коллективное литературно-публицистическое, полемическое произведение, чем научный справочник в прямом смысле. Папа Климент13 в специальном послании 1759 осудил “Энциклопедию” на сожжение. Французские иезуиты в память этого события выбили медаль с колоритной надписью “Попранная нечестивая мудрость”. На медали были изображены глобус и книга., придавленные крестом. Последний Вселенский собор(1967) под председательством

папы Павла6 отменил Индекс.

Дидро больше, сем кто-либо из просветителей, занимался вопросами теории искусства. Музыка, живопись, скульптура, теория драматургии и сценического мастерства входили в круг его интересов. В эстетических трудах много тонких наблюдений, бесценных для художника и ценителя искусства.

Драматургическая теория Дидро – важнейший вклад в область театрального искусства. Реформа театра, задуманная Дидро, исходила прежде всего из полит задач. Искусство необходимо приблизить к жизни, из небесных сфер. Фантазии и иллюзий спустить на землю со всеми ее проблемами и конфликтами. Классицистическую трагедию Дидро предложил заменить новым жанром – драмой, посвятив ее современности и героям – простолюдинам. В пьесы Дидро в качестве основного эмоционального средства воздействия на зрителя водит элемент чувствительности.

В 1760 Дидро написал роман “Монахиня”, разоблачавший преступления церкви. Девушку Сюзанну Симонен, вопреки ее воле, определяют в монастырь. Девушка умна, красива, здорова, природа создала ее для жизни. Общество, руководствуясь предрассудками, обрекает ее на аскетическое отречение от всех желаний и интересов.

Природа создала ее свободной. Общество, руководствуясь противоестественной моралью, заковало ее в кандалы. Все против нее. Игуменья Арпажонского монастыря преследует молодую девушку преступными притязаниями, питая к ней противоестественную страсть. Сюзанна бежит из монастыря. Но перед ней грозная сила предрассудков. Теперь она становится человеком вне закона. Роман написан в форме записок – исповеди. Героиня, как видит ее читатель, – чуткая. Отзывчивая, наивная, немножко склонная к рефлексии девушка. Она глубоко религиозна, и тем не менее каждый ее поступок, каждое движение ее сердца являются протестом против религии. Наивным простосердечием дышит каждая строка повести: все описания лаконичны, сведены до минимума. Здесь нет многоцветных картин природы, нет лирических страниц, раскрывающих поэзию чувств. Перед нами достаточно сухая, почти протокольная запись.



Твір на тему чи може інтернет замінити книжку.
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...
Дидро и энциклопедисты. Анализ повести “Монахиня”