Изображение крупнейшего социального сдвига в судьбе народа
Школьное сочинение по роману М. А. Шолохова “Тихий Дон”.
Появление гениального романа-эпопеи Михаила Шолохова “Тихий Дон” равно чуду. Этот роман поистине стал шедевром XX века благодаря мощному таланту писателя. “Тихий Дон” – народная эпопея, в которой М. Шолохов совершенно по-новому, опираясь на строго выверенный материал истории, воспроизвел истинную картину донской жизни, ее эволюцию. Действительность России предоставила в распоряжение автора конфликты, которых еще не знало человечество. Старый мир до основания разрушен
“Мелеховский двор – на самом краю хутора”, – так начинается роман-эпопея, и на протяжении всего повествования Шолохов будет рассказывать нам об обитателях этого двора. Через двор Мелехова проходит линия обороны, его занимают то красные, то белые, но родной дом навсегда остается тем местом, где живут близкие люди, всегда готовые принять и обогреть. Жизнь обитателей дома появляется со страниц эпопеи в переплетении противоречий и борьбы. Можно сказать, на перекрестке больших исторических событий, кровавых столкновений оказалась вся семья Мелехова. Революция и гражданская война вносят крутые перемены в сложившийся семейно-бытовой уклад Мелехова: разрушаются обычные родственные связи, рождаются новые мораль и нравственность. Автору “Тихого Дона”, как никому другому, удалось раскрыть внутренний мир человека из народа, воссоздать русский национальный характер эпохи революционного разлома. Прежде всего, мы знакомимся с главой семьи – Пантелеем Прокофьевичем. “На склоне лет, Пантелей Прокофьевич: раздался в ширину, чуть ссутулился, но все же выглядел старичком складным. Был сухой в кости, хромал (в молодости на императорском смотре на скачках сломал ногу), носил в левом ухе серебряную полумесяцем серьгу, к старости не полиняли на нем Вороной масти борода и волосы, в гневе доходил до беспамятства”. Пантелей Прокофьевич стоит на страже старых казачьих устоев, показывая тем самым черты крутого характера.
Женщины в романе совершенно разные, но их объединяет возвышенная нравственная красота. Наполненный обаянием в романе образ старой Ильиничны, олицетворяет тяжелую судьбу женщины-казачки, ее высокие моральные качества. Жена Пантелея Мелехова – Василиса Ильинична – коренная казачка Верхне-Донского края. Жизнь с мужем была несладкой, порой, разозлившись, он сильно избивал ее, она рано постарела, растолстела, страдала болезнями, однако оставалась заботливой, энергичной хозяйкой. Покоряет читателя образ Натальи, женщины высокой нравственной чистоты и чувства – ее глаза лучились сияющей трепетной теплотой. Сильная характером, Наталья долго мирилась с положением нелюбимой жены и еще надеялась на лучшую судьбу. Но она может решительно постоять за себя и своих детей, властно заявить о своем праве на яркую жизнь. Она проклинает и любит Григория бесконечно. С невиданной глубиной в последние дни ее жизни раскрываются сила духа и моральная чистота этой героини. К ней пришло ее счастье. Семья восстановлена, благодаря Наталье в ней воцарились согласие и любовь. Она родила двойню: сына и дочь. Наталья оказалась столь же любящей, преданной и заботливой матерью, какой была и женой. Эта прекрасная женщина – воплощение драматической судьбы сильной, красивой, беззаветно любящей натуры, может пожертвовать всем, даже жизнью, во имя высокого чувства. Любовь Ксении к Григорию на страницах романа граничит с подвигом. И хотя перед нами простая полуграмотная казачка, нельзя забыть, как прекрасен внутренний мир этой женщины с непростой судьбой.
Герои эпопеи Шолохова вошли в нашу жизнь как реальные люди, которые живут с нами и среди нас. К сожалению, семья Мелехова все же распалась, но ее члены смогли создать очаг, где всегда будет теплиться огонек любви, тепла и взаимопонимания, который не погаснет никогда. Человек для Шолохова – самое ценное, что есть на нашей планете, а самое важное, что помогает формированию души человека, – это, прежде всего, его семья, дом, в котором он родился, вырос, где его всегда будут ждать и любить и куда он обязательно вернется.