Изображение крестьянства в повести И. Франко “Пути-дороги”
Как часто в разных произведениях, касаясь вопроса о крестьянстве, говорят о бедности, невежестве, “забитости”! Но эта позиция ошибочна, ибо в ней нет превосходства к простым людям. Именно этой точки зрения на крестьянство нет у Франко. Глазами главного героя произведения Евгения Рафаловича он видит мудрость, благоразумие крестьян, их остроумная речь поражает образностью и живой мыслью. Особенно ярко это видно во время вече, когда люди, “о которых, судя по их пренебрежительному виду, всякий сказал бы, едва умеют досчитать до пяти, вдруг
Поэтому не жалостью к бедному была любовь Рафаловича к крестьянству, а актом уважения и обязанности сына своего народа. Об этом он и говорит: “Воспитанный, умудренный хлебом, трудом и потом своего народа, … должен своим трудом, своей интеллигентностью отплатить народу”.
Именно поэтому все бумаги ведет Рафалович украинском языке и так же в суде говорит только по-украински, потому что так все понятно народу. Это его язык, котоырй он понимает с детства. И это речь тысяч крестьян, которых загоняют в тупик невежества, используя для этого еще и чужой канцелярский язык. Рафалович хорошо понимает это, и ставит целью своей жизни служение народу. Он для Евгения не безликая масса, а живые прекрасные люди, которые впитали величие и красоту своей земли, мудрость древних законов, а еще “юмор, сверкающий, словно огоньки пепла”.
Поэтому особенностью изображения крестьянства в повести “Пути-дороги” является реалистичное отображение настоящего положения крестьянства в обществе и поиск выхода из него, с помощью народной интеллигенции.
Название повести во многом символическое “Пути-дороги” – это вся жизнь человека, которая перекрещивается с другими, это перекресток интересов, мнений и надежд героев.
Герои Франко далеко не идеальны. Поступками разных людей руководят разные мотивы, ибо люди не одинаковы. Так, благородным и близким людям изображен отец Зварыч. В отличие от традиционного в литературе образа священника-взяточника, отец Зварыч – настоящий пастырь, духовный отец для своих прихожан, их советчик и помощник. Евгений Рафалович очень ценит его дружбу и обращается за советом к нему. Но вот что интересно и чего не было в произведениях других авторов – Франко показывает, как может умный человек идти на компромисс, когда это выгодно, даже со своими идейными противниками, при этом, не поступаясь своими принципами. Так, Рафалович пользуется помощью ростовщика Вагмана, хотя и не знает точно, почему тот это делает. А вот господин бургомистр, стремившийся к поражению Брыкальского, помогает Рафаловичу провести крестьянское вече – предоставляет помещение, обхитрив пана старосту.
Что это? Просто перекресток интересов, просто такие перекрестные тропинки в этой жизни. Удивительно сплетаются, они ткут полотно человеческой судьбы из любви и ненависти. Так перекрестились судьбы Рафаловича, который любил Регину и недолюбливал жестокого своего домашнего инструктора Валериана Стальского. И так судьба распорядилась, что его любовь словно поглотила ненависть Стальского, который женился на Регине. Случайны ли перекрестки судеб человеческих? А может, человек за все в жизни расплачивается, и особенно за ненависть, недобрые поступки. Так произошло со многими другими героями повести. За убийство Вагмана Шпадельський расплатился потерей разума, тяжелой болезнью, а Шварца разоблачил он же, когда его, преданного Шварцем и заброшенного судьбой в Берлин, привезли домой. Из множества запутанных перекрестных троп человеческой жадности, ненависти, зависти едва удалось выпутаться ни в чем не виновному Рафаловичу. Но и это только на время. Ибо жизнь человеческая продолжается, и каждому всю жизнь придется распутывать проблемы, оценивать перекресток интересов и снова и снова перекрещивать свою жизненную тропу со множеством других.
Таков смысл названия повести Ивана Франко “Пути-дороги”. Повести современной и актуальной, учитывая идею поиска компромисса среди многочисленных перекрестных троп общественных и человеческих интересов.