Изображение быта в повести Г. Ф. Квитки-Основьяненка “Маруся”
Г. Ф. Квитка-Основьяненко – зачинатель новой украинской прозы. Писатель одним из первых в Украине начал писать на народном языке не только о смешном, а и о серьезном. Это было актом исторического значения, который довел зрелость и художественное совершенство украинского языка. Квитка-Основьяненко пришел в украинскую литературу во время ее национального возрождения. Произведения писателя никого не оставляли равнодушным.
Простых людей эти произведения захватывали до слез, так как повествовали об их жизни, рассказанных и вдобавок правдиво,
В таком же добродетельном духе воспитал Наум и свою дочурку Марусю. Портрет Маруси
Поведение Маруси имеет фольклорную основу: она краснеет, “как калина”, голос девушки, как дудочка, а слезинок, как росинки на цветочке. Народность и язык этой нарядной, работящей девушки: “Таточку, голубчику, соколику лебедику! Матушка моя родненькая!”. Идеальной девушке – идеальная пара. Таким и есть Василий: “красивый, русый…, усы казацкие, глаза веселенькие, как звездочки…; жупан на нем синий и китайчатая юпка, поясом из английской каламайки подпоясан, в новых штанах, сапоги хорошие, шкаповые с подковами”. Характером парень честный, скромный, искренний в чувствах, добрый, трудолюбивый, умный. А что уже остроумный: “на россказни, на приложения – впереди всех: только его и слышать, от него весь хохот идет”. И к танцам, и к разговорам, и к работе – ко всему удачливый. Источник повести – это действительность украинского села и народное творчество.
Квитка-Основьяненко подробно описал повседневные хлопоты крестьян: заботы о земле и хозяйстве, одежду и кушанья, мастерство и любовь к домашнему огнищу.
В Пасхальной корзине Маруси есть и пояса, и пасхальные яйца, что подчеркивает в ней добрую хозяйку. Автор детально знакомит читателей с обрядностью Слобожанщины, изображая сватанье, свадьбу, похоронный обряд с причитанием. Образ жизни крестьян определял их поведение. Люди придерживаются морально-этических норм поведения, каждому не безразлично то, “что скажут люди”.
С блеском Квитка подчеркнул, что основным условием жизни крестьянства была работа, так как именно она давала жизнь и присуща миру. Работа и набожность дают силы Науму и Насти и дальше жить, когда, кажется, потеряли все самое дорогое со смертью Маруси. Они неустанно работают, раздавая результаты своих трудов церкви и на старцам божьим. Героев повести писатель нашел среди простых тружеников, образы их “писаные с натуры без любого украшения”. Так мог написать только большой знаток народной жизни. Повесть “Маруся” очаровывала, современников Квитки именно изображением народной жизни Украины “с ее поэтической природой, с ее поэтической жизнью простого народа, с ее поэтическими обычаями и представляет всю привлекательность, всю поэтическую обворожительность повести, как отметил В. Белинский. Для потомков Г. Ф. Квитка-Основьяненко оставил в наследство большое сокровище – энциклопедию жизни слободского края – повесть “Маруся”.