Изложение анализ поэзии военного времени
Поэзия военного времени явилась своеобразной художественной летописью судеб человеческих, судеб народных. Это не столько летопись событий, сколько летопись чувств – от первой гневной реакции на вероломное нападение гитлеровской Германии:
Вставай, страна огромная, Вставай на смертный бой С фашистской силой темною, С проклятою ордой! –
До итогового напутствия пережившим войну хранить Отчизну
И беречь ее свято, Братья, счастье свое – В память воина-брата, Что погиб за нее.
Стихи военных лет помогут заново пережить и богатейший
Я только раз видала рукопашный. Раз – наяву и сотни раз во сне. Кто говорит, что на войне не страшно, Тот ничего не знает о войне.
Понятно ее желание нарисовать объективную картину, рассказать последующим поколениям правду о
В час великих испытаний распахнулись человеческие души, раскрылись нравственные силы народа, и поэзия отразила это. Поэты военного времени не наблюдали события со стороны – они жили ими. Разной, естественно, была мера их личного участия в войне. Одни прошли ее рядовыми и офицерами Советской армии, другие – военными корреспондентами, третьи оказались участниками каких-то отдельных событий. Бесстрастная история многое расставила по своим местам, многое переоценила, кое-что объяснила. Но только искусству под силу выразить и сохранить состояние души современника тех лет.
В дни сплочения народа перед лицом смертельной опасности, в дни тяжелых и горьких утрат, страданий и лишений поэзия была агитатором и трибуном, сердечным собеседником и близким другом. Она страстно говорила о подвиге и бессмертии, о ненависти и любви, о преданности и предательстве, о ликовании и скорби. “Никогда за всю историю поэзии не устанавливался такой прямой, близкий, сердечный контакт между пишущими и читающими, как в дни Отечественной войны”, – свидетельствует ее участник, поэт А. Сурков. Из фронтового письма он узнал, что в кармане убитого бойца обнаружили клочок бумаги с его строчками, залитыми кровью:
Осинник зябкий, да речушка узкая, Да синий бор, да желтые поля. Ты всех милее, всех дороже, русская, Суглинистая, жесткая земля.
Поэт М. Исаковский тоже получил письмо с фронта. Его написал рядовой боец: “Поверьте, что никакое другое слово не может так поднять в атаку на врага, как Ваши слова, т. Исаковский”.
…Во время осады и голода Ленинград жил напряженно-духовной жизнью, – вспоминал Н. К. Чуковский. – В осажденном Ленинграде удивительно много читали. Читали классиков, читали поэтов; читали в землянках и дотах, читали на батареях и на вмерзших в лед кораблях; охапками брали книги у умирающих библиотекарш и в бесчисленных промерзлых квартирах, лежа при свете коптилок, читали, читали. И очень много писали стихов. Тут повторялось то, что уже было однажды в девятнадцатом и двадцатом годах, – стихи вдруг приобрели необычайную важность, и писали их даже те, кому в обычное время никогда не приходило в голову предаваться такому занятию. По-видимому, таково уж свойство русского человека: он испытывает особую потребность в стихах во время бедствий – в разрухе, в осаде, в концлагере.
Особенности поэзии как рода литературы способствовали тому, что в военное время она заняла главенствующее положение: “Стих получил особое преимущество, – свидетельствовал Н. Тихонов, – писался быстро, не занимал в газете много места, сразу поступал на вооружение”. Поэзия военных лет – это поэзия необыкновенной интенсивности. В годы войны активизировались многие жанры поэзии – и те агитационные, что вели свое начало от времени революции и гражданской войны, и лирические, за которыми стояла многовековая традиция. Война разлучила близких, подвергла суровому испытанию человеческие привязанности, подчеркнула высокую ценность любви, нежности, важность и необходимость дружеских чувств. Лирическая поэзия военного времени полно отразила эту жажду человечности. Суровые испытания не ожесточили людей.