Импрессионизм Фетовской литературы
Долгое время Афанасий Афанасьевич Фет считался “жрецом чистого искусства”, что было неверно. Это явно заметно даже в его личном программном заявлении: “…Не знаю сам, чтоб буду петь – но только песня знает” – оно может быть трактовано не как поэтический “каприз”, а как отзывчивость поэта на изменения окружающего мира. Фета, как поэта ведет вперед впечатление о мире вокруг него, это впечатление живыми образами передается человеку, читающему его стихи. Основываясь на впечатлении, он создает целый яркий, сочный поэтический
Уноси мое сердце в звенящую даль,
Где как месяц за рощей печаль;
В этих звуках на жаркие слезы твои
Кротко светит улыбка любви.
О дитя! как легко средь незримых зыбей
Доверяться мне песне твоей…
(“Певице”, 1857)
Назначение поэта – воплотить невоплощенное, быть соединительным звеном между разрозненными частями мира и человеческими душами:
Дать жизни вздох, дать сладость тайным мукам,
Чужое вмиг почувствовать своим,
Шепнуть о том, пред чем язык немеет,
Усилить
Вот чем певец лишь избранный владеет,
Вот в чем его и признак и венец!
(“Одним толчком согнать ладью живую…”, 1887)
Фет известен и как один из ведущих певцов природы. А действительно, природа в его стихах запечатлена чувственно, тонко, проникновенно, потому что автор замечает малейшие перемены в ней:
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица.
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..
(“Шепот, робкое дыханье…”, 1850)
Фет выверяет свой стих, “строит” его, заставляет звучать прекрасной музыкой. Изменения “милого лица” и изменения в природе – подобный параллелизм типичен для фетовских стихов. Фет, увидев красоту мира, пытается ее сохранить в своих стихах. Думаю, что поэт вводит эту связь между природой и любовью потому, что выразить свои чувства и впечатления можно, только говоря о прекрасном и вечном, а любовь и природа – две самые прекрасные вещи на земле, и нет ничего более вечного, чем природа и любовь. Выражая свои впечатления, он в несколько раз увеличивает остроту восприятия, вводя эту связку.
Не только состояние природы отражается на состоянии человеческой души. Природа и люди – составные части единого мира, и через природу человек лучше понимает себя, описывая ее, может полнее выразить собственное психологическое состояние. Но природа вечна, деревья “останутся холодной красой пугать иные поколенья” (“Сосны”, 1854), а человек смертен, и все-таки он может учиться у природы стойкости, надежде на лучшее:
Не верь весне. Ее промчится гений,
Опять теплом и жизнию дыша.
Для ясных дней, для новых откровений
Переболит скорбящая душа.
(“Учись у них – у дуба, уберезы”, 1883)
Сочетания нескольких важнейших мотивов фетовской лирики можно проследить по такому стихотворению:
Какая грусть. Конец аллеи
Опять с утра исчез в пыли,
Опять серебряные змеи
Через сугробы поползли.
На небе ни клочка лазури,
В степи все гладко, все бело,
Один лишь ворон против бури
Крылами машет тяжело.
И на душе не рассветает,
В ней тот, же холод, что кругом.
Лениво дума засыпает
Над умирающим трудом.
А все надежда в сердце тлеет,
Что, может быть, хоть невзначай,
Опять душа помолодеет,
Опять родной увидит край,
Где бури пролетают мимо,
Где дума страстная чиста,
И посвященным только зримо
Цветет весна и красота.
(1862)
Картина природы (зима, серебряные змеи поземки, мрачное небо) – это одновременно как бы и картина человеческой души. Но природа меняется, придет пора, когда снега растают, и, надеется лирический герой, “душа опять помолодеет”. А, кроме того, искусство – это и есть тот “родной край”, где нет никаких бурь, где “цветут весна и красота”. А. А. Фет был одним из родоначальников русского импрессионизма, появившегося как стиль в Европе в конце XIX века. Его произведения оказали влияние не только на русскую, но и на мировую культуру. Влияние Фета отчетливо видно, если рассмотреть творчество поэтов и художников XX века. Из них особо можно выделить Блока. Его поэзия очень схожа с поэзией Фета. Мне особенно напоминает Фета стихотворение Блока “Осенняя воля”, хотя оно больше связано с окружающей реальностью.