О И. Шишкине из кн. “Лицо времени” (Волынский)

Когда на склоне своей жизни Толстой, обрушиваясь на пустое, бессодержательное “искусство ради искусства”, причислил и пейзажную живопись к искусству такого рода, Репин, решительно возразил ему. Пейзаж дорог нам не только потому, говорил он, что изображает верно природу, но и потому, что в нем отражается впечатление художника, его личное отношение к природе, понимание ее красоты. Лучшие художники-пейзажисты всем своим творчеством подтвердили правоту Репина в этом споре.

Со времен Васильева русский пейзаж будил в людях благородное

чувство любви к родной земле, неожиданно открывая прекрасное в обыденном и тем самым помогая человеку стать, как выразился Крамской, “лучше, добрее и здоровее”. А разве не в этом состоит главная цель искусства?

Рядом с чутким к изменчивым настроениям природы Васильевым творил его учитель Шишкин. Можно ли представить себе художников более разных в своем “личном отношении” к природе, понимании ее красоты?

“Шишкин нас просто изумляет своими познаниями, – писал Крамской. – Я думаю, что это единственный у нас человек, который знает пейзаж ученым образом, и только знает. Но у него нет тех душевных нервов, которые

так чутки к шуму и музыке в природе…”

Картины Шишкина подкупали современников именно этим исключительным знанием природы.

Его огромные полотна были как бы обстоятельно рассказанными повестями о жизни могучих корабельных рощ, тенистых дубрав и раздольных полей с клонящейся под ветром спелой рожью.

В своих рассказах Шишкин не упускал ни одной подробности, и нельзя не подивиться той безупречной верности, с какой он изображал все: возраст деревьев, их характер, почву, на которой они растут, и как обнажаются цепкие корни на кромках песчаных обрывов, и как лежат камни-валуны в чистых водах лесного ручья, и как расположены пятна солнечного света на округлых стволах и зеленой траве-мураве…

Но в этом неторопливом и ясном повествовании не хватало того, что Крамской образно называл “стрункой, которая могла бы обращаться в песню”.

Шишкин был, если можно так выразиться, трудолюбивым прозаиком русского пейзажа. Васильев стал первым его поэтом. И это благотворное поэтическое начало не заглохло. Первая, несмелая еще песня была подхвачена другими, новыми голосами.






Історична романістика павла загребельного.
О И. Шишкине из кн. “Лицо времени” (Волынский)