Наше историко-культурное наследие

Так исторически сложилось, что после татаро-монгольского нашествия украинский народ постоянно находился под экономическим, политическим и национальным гнетом то Польско-Литовского, то Австро-Венгерского, то Российского государств. Иноземное иго пыталось уничтожить самостоятельность, государственность и даже само название “Украина”. Особенно жестокой была русификация, которая в течение трех веков пыталась убедить нас, что мы – “малороссы”, то есть почти русские, но ниже классом. И язык наш – не язык, а так… “Малороссийское

наречие”.

Это последовательно насаждаемое ощущение “второсортности” имело результатом русификацию подавляющего большинства украинской элиты, а те представители ее, которые не могли смириться с таким положением вещей, с болью в сердце писали:

Для всех ты умерла и смешная,

Для всех ты бедная и несчастная,

Моя Украина прекрасная,

Песен и свободы сторона!

(Александр Олесь)

Но политика, проводившаяся царским правительством против украинцев, кажется образцом уважения и толерантности по сравнению с политикой советского правительства.

Голодомор 1932-1933 годов унес жизни более 8 млн. человек,

а по количеству убитых и депортированных Украина занимает первое место в Европе и мире. Каждый второй в ГУЛАГе был украинец! Среди множества случаев ужасного отношения к людям меня поразил вот какой: в 1936 году всех кобзарей Украины, людей в основном пожилых, пригласили на праздник украинской песни. И всех уничтожили. Уничтожили, надеясь уничтожить этим нашу историческую память, потому что именно кобзари исполняли думы о славном нашем прошлом, о казачестве, которое было защитой для собственного народа, а также русского, польского и других народов Европы от крымских татар и турок. Но даже при таких условиях украинский народ сохранял свои культурные достижения.

Сегодня, в условиях независимого государства, остро стоит вопрос возрождения нации. Действенным средством этого является формирование у человека национального достоинства и гордости за свое Отечество, за свой народ, отказ от чувства национальной второсортности, что насаждалось веками. Эта болезнь, которую точно описал Т. Шевченко (“И мертвым, и живым…”), присуща и сегодня многим в форме презрительного самоопределения “хохол “, в пренебрежительном отношении к родному языку и земле, которая их вырастила. Это – угроза нашему существованию как нации.

Следует не стесняться напоминать таким “Украинцам” несколько уроков из собственной истории. Среди множества других достижений, мы вправе гордиться такими: первым ректором первого в Европе Болонского университета был украинец из Дрогобыча Юрий Котермак; в братских школах Украины в XVI веке появилась классно-урочная система, которую оценил и о которой рассказал всему миру Ян Амос Коменский, за 100 лет до Ивана Федорова Иван Дропан еще в 1491 году начал книгопечатания в Украине. К концу XVII века в Украине было 20 типографий, а в России – одна; Украины в XVII веке, по свидетельству иностранцев, была одной из самых развитых стран Европы в области просвещения и культуры: в казацком государстве не только мужчины, но и женщины и даже дети-сироты умели читать и знали Закон Божий; Острожская и Киево-Могилянская академии были первыми учебными заведениями Восточной Европы, в которых получала образование молодежь из многих стран, на заре становления Российской академии наук из 20 академиков – 13 украинцев, в конце XVIII века, уже во времена Екатерины II, которая разрушила Сечь и уничтожила все автономные права Украины, из 10 членов Священного Синода – 9 украинцев. Украинцы же занимали все епископские кафедры.

Этот список можно продолжать и продолжать.

Сегодня мы не имеем права национально бездействовать. Преобразования нашего гражданства в реальную украинскую нацию – вот самая главная наша цель. Мы должны воспользоваться шансом, который дала нам история, и сделать все, чтобы наша нация и наше государство заняли достойное место в международном сообществе.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...



Твір ким бути чи яким бути.
Наше историко-культурное наследие