Анализ художественного отображения мира в драмах Шиллера
Драмы Шиллера веймарского периода, появившиеся уже в послереволюционные годы, отмечены новыми особенностями. В них содержится ясное представление о том, что жизнь общества находится в постоянном изменении и развитии. “Британия сейчас не та, какой была вчера и будет завтра” – слышим мы из уст одного из персонажей драмы ” Мария Стюарт “. В этих драмах видно также понимание исторической необходимости, которая нередко противостоит субъективным стремлениям людей. Изображение действительности социально окрашено, характеры социально
Все драмы этого периода написаны белым пятистопным ямбическим стихом (впервые Шиллер применил такой стих в “Дон-Карлосе”), стих уподобляет друг другу речь разных персонажей, сглаживает индивидуальные различия. Поведение и чувства действующих лиц здесь не такие бурные, их речь не так ‘декларативна, событийность пьес не так интенсивна. Но гармоничность формы не означает бесконфликтности. За внешней уравновешенностью в этих драмах
В “Валленштейне”, в “Марии Стюарт”, как и прежде в “Дон-Карлосе”, осмысляются события европейской истории, предварившие Французскую революцию. Шиллер понимал, в каком направлении двигалась в этих событиях история; его драмы, подобно романам англичанина Вальтера Скотта, отразили процесс ослабления феодальной системы, на смену которой неотвратимо шло господство буржуазии.
Для каждой из своих драм Шиллер тщательно изучал исторические источники, стремясь к возможно более верному воспроизведению смысла исторических событий. Но он писал не исторические хроники, а художественные произведения, и в ряде частных моментов отступал от исторической точности. Он мог изменить возраст исторического персонажа, ввести в драму вымышленные фигуры и эпизоды, сблизить или отдалить события во времени. Так, исторический Карлос не был влюблен в свою мачеху – королеву Испании; реальный Валленштейн не помышлял о государственных преобразованиях; Мария Стюарт у Шиллера много моложе, чем она была на самом деле к моменту осуждения и казни; Жанна д’Арк, как известно, погибла не в бою, а на костре. Но Шиллеру эти частные нарушения исторической достоверности были необходимы для воплощения его художественных идей. Он писал не столько о частном, сколько об общеисторическом, о всеобщем. События, общество, государства показаны им как исторически преходящие эпизоды всеобщей истории человечества, в целом движущейся, несмотря ни на что, в направлении человечности. Философская и нравственная проблематика исторических драм Шиллера не менее актуальна и глубока, чем социально-политическая. Их по праву можно назвать трагедиями.
Трагедия – высокий жанр, одновременно и героический и философский. В ней ставятся основные вопросы жизни человека и движения истории. В основе трагического конфликта лежит столкновение свободы и необходимости в условиях, когда необходимость сильнее. Высокие устремления трагического героя наталкиваются на противостоящие им силы общества, государства, природной стихии. Так, Прометей у древнегреческого трагика Эсхила восстает против тирании бога-самодержца Зевса (“Прометей прикованный”), Гамлет в одноименной трагедии Шекспира вступает в борьбу с насилием и ложью, господствующими в “Дании-тюрьме”. Образ героя дается в трагедии укрупненно. Как правило, это легендарная фигура, воспринимаемая в своих не частных, а обобщенных чертах. В финале трагедии герой обычно погибает, так как внешняя необходимость (государственная, историческая или другая) в развязке событийного узла одерживает верх. Но дух свободы не попран, ее свет не погашен – финал трагедии говорит не только о данном исходе событий, но и о возможных, пусть далеких перспективах утверждения идеалов героя.