Жизненный и творческий подвиг Ивана Франко

Есть поэты осени и есть певцы весны. Есть писатели, которые пишут для детей, другие – для молодежи, третьи – для взрослого читателя. Наш Иван Франко (1856-1916) глубинно понял мир ребенка, нежные дрожания сердца юноши и девушки, переживания зрелого человека. Иван Франко является писателем всех времен года и эпох жизни человеческой, всех этапов исторической судьбы народа – прошлого, настоящего и будущего.

Ивана Франко мы называем Каменщиком, за его упорство в борьбе с препятствиями на пути прогресса, универсальным гением – за всеохватность

жизни, разнообразие поставленных проблем; нашим национальным пророком, потому что он совершал непрестанный подвиг – вел свой народ к счастливой судьбе. Титаном труда тоже величаем Франко.

“Сорок лет я трудился, учил”, – говорит в поэме “Моисей” Франко пророк и вождь. Так имел право сказать и Франко о себе, который из сорока лет труда не упустил ни одного дня. Он написал около шести тысяч произведений. Их полное издание – пятьдесят томов. Но еще много произведений не вошло в 50-томник.

Жизнь у Ивана Франко была интересная, разнообразная и бурная. С детства (родился в селе Нагуевичи нынешней

Львовской области) вынес в своей поэтической душе “песню и труд” мамин, и ум, и переживания за общественные дела отца-кузнеца. В гимназии изучил пять языков. На украинском, польском, немецком писал стихи. С греческого и латинского еще в гимназии много переводил. Знал старославянский, чешский, русский, идиш, позже изучил французский, английский, венгерский, итальянский. Почти все стихи “Кобзаря” читал наизусть.

При жизни И. Франко на протяжении почти сорока лет вышло десять сборников его стихов: “Баллады и рассказы”, “С вершин и низин” (выходил дважды), “Увядшие листья”, “Мой Измарагд”, “В дни печали”, “Semper Tiro”, “Старое и новое”, “Стихи на общественные темы”. “С лет моей молодости”. Это целая поэтическая сокровищница, блестящие и звонкие художественные драгоценности. В своих поисках поэт-новатор часто достигает вершин совершенства. Прежде всего, Франко определился как поэт-гражданин. Его политическая лирика – оригинальное достояние украинской культуры. А вершиной ее можно считать знаменитый пролог к поэме “Моисей”. Мотив служения народу развивается и вырастает в поэзии Франко до апофеоза борьбы за человека, его свободу и счастье: “Только бороться – значит жить”. И у мужественных бывают “минуты отчаяния” и “дни печали”. В такие времена родился лучший сборник Франко, поэзии которого стали шедеврами украинской и мировой лирики, – “Увядшие листья” (1896).

Отдельный чудесный задел И. Франко – это прозаические рассказы, новеллы, зарисовки. Еще в большей степени, как в поэзии, задумал писатель в своей прозе отразить широту и глубину жизни. Этот громадный замысел реализовал прозаик в десяти повестях и романах и в ста пятнадцати рассказах, новеллах. Почти все его прозаические произведения имеют увлекательный сюжет, они пересыпаны жизненными деталями, слышится в них шум живого слова.

В целом ряде рассказов писатель изобразил жизнь ребенка (“Малый Мирон”, “В кузнице”, “Мое преступление”, “Грицева школьная наука”, “Карандаш” и др.). Новаторским является роман “Борислав смеется”. Значительным вкладом в украинскую литературу стали драмы И. Франко (“Украденное счастье”, “Учитель” и др.), романтические драматические поэмы. Важное место в многогранной деятельности

Занимают сказки, из которых можно сделать полезный вывод для себя. Именно такой является сказка Ивана Франко “Крашеный Лис”, которая учит нас не быть надменными и слишком самоуверенными без надобности. Лис Микита, о котором рассказывается в этой сказке, был ловким и хитрым, он мог бы счастливо жить, но сам себе все испортил: “необычное счастья и его хитрость сделали его очень гордым. Ему казалось, что нет ничего невозможного для него”. Чтобы похвастаться, Лис идет воровать днем, и его едва не разрывают собаки. Убегая от них, он прыгает в краску. Тут бы ему задуматься, стоит ли быть таким высокомерным и дальше, но, увидев, как его боятся звери, он делает наоборот и повторяет ту же ошибку. Он начинает утверждать, будто он – невиданный зверь Остромысл, и становится царем зверей.

Надо быть безмерно самонадеянным, чтобы верить, что ложь никогда не откроют. Микита “только одного боялся, чтобы краска не слезла с его шерсти”, но выдал себя сам, спев по-лисьи весной. Тогда “Всем министрам и слугам царским сразу пелена с глаз спала”, и его звери просто разорвали. Невозможно долго втирать очки, изображать кого-то другого: только тщеславие не позволило хитрому Лису понять такую простую вещь.

Сказка предостерегает нас, что не стоит быть похожим на такого Лиса, надо разумно оценивать собственные возможности и не лгать ни себе, ни другим.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

Жизненный и творческий подвиг Ивана Франко