Жизненный и творческий подвиг Ивана Франко
Есть поэты осени и есть певцы весны. Есть писатели, которые пишут для детей, другие – для молодежи, третьи – для взрослого читателя. Наш Иван Франко (1856-1916) глубинно понял мир ребенка, нежные дрожания сердца юноши и девушки, переживания зрелого человека. Иван Франко является писателем всех времен года и эпох жизни человеческой, всех этапов исторической судьбы народа – прошлого, настоящего и будущего.
Ивана Франко мы называем Каменщиком, за его упорство в борьбе с препятствиями на пути прогресса, универсальным гением – за всеохватность
“Сорок лет я трудился, учил”, – говорит в поэме “Моисей” Франко пророк и вождь. Так имел право сказать и Франко о себе, который из сорока лет труда не упустил ни одного дня. Он написал около шести тысяч произведений. Их полное издание – пятьдесят томов. Но еще много произведений не вошло в 50-томник.
Жизнь у Ивана Франко была интересная, разнообразная и бурная. С детства (родился в селе Нагуевичи нынешней
При жизни И. Франко на протяжении почти сорока лет вышло десять сборников его стихов: “Баллады и рассказы”, “С вершин и низин” (выходил дважды), “Увядшие листья”, “Мой Измарагд”, “В дни печали”, “Semper Tiro”, “Старое и новое”, “Стихи на общественные темы”. “С лет моей молодости”. Это целая поэтическая сокровищница, блестящие и звонкие художественные драгоценности. В своих поисках поэт-новатор часто достигает вершин совершенства. Прежде всего, Франко определился как поэт-гражданин. Его политическая лирика – оригинальное достояние украинской культуры. А вершиной ее можно считать знаменитый пролог к поэме “Моисей”. Мотив служения народу развивается и вырастает в поэзии Франко до апофеоза борьбы за человека, его свободу и счастье: “Только бороться – значит жить”. И у мужественных бывают “минуты отчаяния” и “дни печали”. В такие времена родился лучший сборник Франко, поэзии которого стали шедеврами украинской и мировой лирики, – “Увядшие листья” (1896).
Отдельный чудесный задел И. Франко – это прозаические рассказы, новеллы, зарисовки. Еще в большей степени, как в поэзии, задумал писатель в своей прозе отразить широту и глубину жизни. Этот громадный замысел реализовал прозаик в десяти повестях и романах и в ста пятнадцати рассказах, новеллах. Почти все его прозаические произведения имеют увлекательный сюжет, они пересыпаны жизненными деталями, слышится в них шум живого слова.
В целом ряде рассказов писатель изобразил жизнь ребенка (“Малый Мирон”, “В кузнице”, “Мое преступление”, “Грицева школьная наука”, “Карандаш” и др.). Новаторским является роман “Борислав смеется”. Значительным вкладом в украинскую литературу стали драмы И. Франко (“Украденное счастье”, “Учитель” и др.), романтические драматические поэмы. Важное место в многогранной деятельности
Занимают сказки, из которых можно сделать полезный вывод для себя. Именно такой является сказка Ивана Франко “Крашеный Лис”, которая учит нас не быть надменными и слишком самоуверенными без надобности. Лис Микита, о котором рассказывается в этой сказке, был ловким и хитрым, он мог бы счастливо жить, но сам себе все испортил: “необычное счастья и его хитрость сделали его очень гордым. Ему казалось, что нет ничего невозможного для него”. Чтобы похвастаться, Лис идет воровать днем, и его едва не разрывают собаки. Убегая от них, он прыгает в краску. Тут бы ему задуматься, стоит ли быть таким высокомерным и дальше, но, увидев, как его боятся звери, он делает наоборот и повторяет ту же ошибку. Он начинает утверждать, будто он – невиданный зверь Остромысл, и становится царем зверей.
Надо быть безмерно самонадеянным, чтобы верить, что ложь никогда не откроют. Микита “только одного боялся, чтобы краска не слезла с его шерсти”, но выдал себя сам, спев по-лисьи весной. Тогда “Всем министрам и слугам царским сразу пелена с глаз спала”, и его звери просто разорвали. Невозможно долго втирать очки, изображать кого-то другого: только тщеславие не позволило хитрому Лису понять такую простую вещь.
Сказка предостерегает нас, что не стоит быть похожим на такого Лиса, надо разумно оценивать собственные возможности и не лгать ни себе, ни другим.