Жизненная мелодия поэзии Сергея Есенина
Есенин принимает жизнь с ее противоречиями, неустройствами, наконец –
То успокоившись, “утихнув”, и “душой бунтующей навеки присмирев” (“Русь
Советская”, 1924год). Так, например, в стихотворении “Видно, так заведено
На веки…” (1925год), Есенин говорит о своем душевном успокоении:
“Видно, так заведено на веки
К тридцати годам перебесясь,
Все сильней, пожженные калеки,
С жизнью мы удерживаем связь.
Милая, мне скоро стукнет тридцать,
И земля милей мне с каждым днем.
Оттого и сердцу стало
Что горю я розовым огнем…”.
В стихотворениях С. Есенина, относящихся к последнему периоду его
Творчества уже нет той тоски, что рвала сердце на части, лирический герой
Тянется к жизни, к людям. С чувством долгожданного избавления расстается он
С “кабацким чадом”, с былыми муками.
Но лирический герой позднего Есенина лишь внешне выглядит прохожим и
Праздным соглядатаем. Его сердце постоянно мучают вопросы, на которые он и
Не пытается дать ответы, принимая различные позиции и точки зрения. “Русь
Уходящая”, “Русь бесприютная” и “Русь советская” равноправно
Поэзии Есенина и вопрос: “Куда несет нас рок событий”? – находит различные
Ответы в рамках различных произведений.
Принимая все новое в жизни, Есенин все же ощущает собственное
Отчуждение от этой жизни. В стихотворении “Русь советская” (1924год) он
Горько осознает:
” … Язык сограждан стал мне как чужой,
В своей стране я словно иностранец…”
Ощущение того, что жизнь идет мимо него, ощущение одиночества,
Ненужности, мучает и терзает Есенина на протяжении всей его недолгой жизни.
Также не дает покоя ему вопрос о роли и значении его творчества. С
Одной стороны, Есенин уверен в правильности избранного им пути. В начале
1920 – х годов он сам очень высоко оценивал значение своей поэзии, называя
Себя “суровым мастером” и “самым лучшим поэтом” России (“Исповедь
Хулигана”, 1920год), а также, позднее – “первокласнейшим поэтом… в
Столице” (“Мой путь”, 1925год). В своем стихотворении “Стансы” (1924год),
Есенин гордо заявляет:
” … Я вам не кенар!
Я поэт!
И не чета, каким – то там Демьянам.
Пускай бываю иногда я пьяным,
Зато в глазах моих
Прозрений дивный свет…”.
С другой стороны, Есенин ощущает ненужность своей поэзии в стране, ее
Несоответствие действительности. В стихотворении “Русь советская”, он с
Горечью осознает:
” … Моя поэзия здесь больше не нужна.
Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен…”
Поэт винит себя за чуждость, бесполезность народу. С новыми критериями
Подходит он теперь к своему творчеству: “Стишок писнуть, пожалуй, всякий
Может…” (“Стансы”). Такие стихи поэт с презрением отвергает, и выносит
Приговор своей поэзии и себе за то, что ничего не поняв “в развороченном
Бурей быте”, замкнулся в своих собственных переживаниях. В стихотворении
“Мой путь” (1925год) Есенин с горечью заявляет:
” …На кой мне черт,
Что я поэт!..
И без меня в достатке дряни.
Пускай я сдохну,
Только…
Нет,
Не ставьте памятник в Рязани”!
Все эти душевные разлады, мучения, сомнения приводят С. Есенина к
Отчуждению его от жизни и от самого себя. Творчество Есенина связано,
Прежде всего, с отражением кризисного сознания современного человека. Оно
Отражает объективные духовные процессы, связанные с феноменом отчуждения и
Самоотчуждения личности, переживающей драму утраты корней, единства с
Природой, миром, людьми.
На протяжении всего творческого пути С. Есенина можно проследить
Творческий феномен самоотчуждения, двойничества. Поэт ощущает себя все
Более и более чужим самому себе, своей собственной сущности, воспринимает
Себя как кого – то другого, на которого он смотрит как бы со стороны. Так,
Например, в стихотворении “Проплясал, проплакал дождь весенний…”
Есенин тяжелее, чем кто – либо другой переживал в самом себе духовную
Болезнь самоотчуждения, осознание существования своего “двойника”, поэтому
Его лирика столь трагически – исповедальная.
Кульминацией трагического накала душевных страстей поэта, наибольшего
Проявления его раздвоенности, отчуждения от самого себя является его поэма
“Черный человек”, окончательно завершенная им в ноябре 1925 года, незадолго
До гибели. Здесь уже не завуалировано, а очень отчетливо проявляется его
“черный двойник”, который не давал ему покоя на протяжении многих лет. По
Мнению А. А. Волкова, есенинский Черный человек – это часть самого поэта,
Его двойник, которому он отдает самое дурное, уродливое, что есть в нем
О. Е. Воронова считает, что в центре поэмы оказывается трагический
Феномен “самоотчуждения”, принимающий характер раздвоение личностного
Сознания. Есенин строит свое произведение, как исповедальный диалог,
Персонифицируя темные, болезненные стихии души лирического героя в образе
Его демонического двойника – “Черного человека”, который терзает свою
Жертву, обвиняя ее во всех смертных грехах: лицемерии, расчетливости,
Распущенности.
Феномен двойничества, проявляющийся в персонификации темных сторон
Сознания Есенина, в поэме “Черный человек” выражен наиболее ярко,
Отчетливо. Ночной гость является лирическому герою не как бесплотный
Призрак его больного, раздвоенного сознания, а как вполне самостоятельный
Субъект. Лишь постепенно, финалу поэмы выясняется что это “двойник –
Самозванец”, оптический подлог зеркального отражения.
Важно заметить, что выявлению природы духовного конфликта героя
Произведения со своим двойником способствует эффект “двойного узнавания”. Лирический герой вначале с чувством внутреннего протеста узнает себя
В неком третьем – “прохвосте и забулдыге”, в “авантюристе”, о котором ведет
Речь ночной визитер. В финале, когда в разбившемся зеркале исчезнет
Дьявольское наваждение, произойдет еще одно – на этот раз действительно
Трагическое узнавание своего второго “Я” в облике исчезнувшего в зазеркалье
Недавнего оппонента. При свете утра станет очевидным, что навязчивый ночной
Гость не противник, пришедший из внешнего мира, а посланник неких
Демонических стихий из глубин его собственной души:
“…Я в цилиндре стою.
Никого со мной нет.
Я один…
И разбитое зеркало…”
Финал поэмы толкуется есениноведами по-разному. Одни видят в нем
“надежду на нравственное выздоровление героя”, для других он
Символизирует “разбитую вдребезги жизнь”. Все же предельно суровый
Самоанализ знаменует отчаянную попытку преодоления своего трагического
Раздвоения и обретения цельности. Лирический герой поэмы не только
Переживает процесс трагического самоотчуждения, но и пытается противостоять
Ему.