Жизнь – это слишком сложная вещь
Иногда человек, чтобы оторваться от тяжелой обыденности, начинает мечтать, жить в воображаемом нереальном мире. Именно так произошло с героиней романа ” Госпожа Бовари “, которая не соглашалась с серой обыденностью жизни и искала в ней, в своих мечтах, какой-то праздник чувств, сказочную любовь, за минуту которой можно отдать всю жизнь. Замысел этого романа возник у Флобера из желания “воссоздать серый цвет заплесневелого существования”, то есть цвет “обыденности” эпохи. “Я всматривался в плесень, покрывавшую душу”, –
Мечты остались мечтами, а ей суждено жить в сонном провинциальном Йонвиле, в среде тучных плотью и душой обывателей, с мужем, который каждый вечер, написав свои рецепты, “удовлетворенный сам собой, доест остатки жаркого, погрыз кусочек сыра, съест яблоко, выпьет графинчик вина, а потом уйдет в спальню, ляжет навзничь и захрапел”. Автор наделил героиню также недовольством окружающим, душевным беспокойством, порывом к другой жизни, т. е. теми чертами, которые он больше всего ценил в человеке. Конечно, идеалы Эммы смешные и нелепые, но дело в том, что она вкладывает в них всю душу, она действительно страдает, по-своему протестует против “жизни цвета плесени” – вплоть до своей нелепой смерти.
К своей героини Флобер относится неоднозначно. Ее мещанские представления о счастье, об идеальном любовнике вызваны пошлостью буржуазного существования. Но Эмму возвышает над другими персонажами ее искреннее желание выйти за пределы обыденной жизни и осуществить свою мечту. Вопреки всему, не размышляя над будущим, Эмма согласна бежать с Родольфо, она готова подтолкнуть Леона на преступление, потому что сама готова на все ради любви. Чтобы лучше подчеркнуть личную драму Эммы, Флобер показал, что ее мечты и мечты других персонажей – разные. Так, например, Леон не способен мечтать, поэтому госпожа Бовари является для него с самого начала произведения идеалом во всем. Но, столкнувшись с “практической деятельностью”, он становится себялюбцем, как и все остальные. Драма Эммы заключается не в том, что она мечтала, а в том, что ее мечта не могла осуществиться. Ее муж, Шарль Бовари, провинциальный врач – воплощение ограниченности и мещанской самоудовлетворенности. Его разговоры с женой “были плоские, как уличные тротуары, они не вызвали ни волнения, ни смеха”. Но оказывается, что этот смешной и примитивный Шарль способен на глубокое и сильное чувство. Он продолжает любить Эмму и после ее смерти, а раскрытие того, что она была ему неверной женой, приводит его к душевной болезни.
В романе перед нами, читателями, возникает мир обывателей, людей ограниченных, самодовольных, вульгарных. Их жизнь заполнена мелочными интересами и заботами, лишена каких-либо проблесков духовности. Создавая свой роман, Флобер пытался воплотить в нем принцип безличного искусства: “Я хочу, чтобы в моем произведении не было и намека, который бы разоблачал автора”. Но личность писателя, все же, проявляется в его отношении к своим героям. Так же, как и его Эмма, Флобер чувствовал пошлость окружающего мира, как и она, он мечтал о экзотических странах, как и она, не смирился с серой обыденностью, не встал на путь преуспевающего буржуа. Писателю, с одной стороны, жаль свою героиню, которая способна к протесту, а с другой стороны, он смеется над несовершенством ее внутреннего мира. Однако отношение к Эмме было доброжелательным, добрым, спокойным. Этот роман стал выдающимся явлением в литературном процессе Франции, так как до Флобера так глубоко, так реалистично жизнь провинции не нарисовал никто.