Философско-эстетические взгляды Флобера

Гюстав Флобер (1821-1880) – связующее звено между бальзаковским этапов реализма первой половины XIX в., реализма, вышедшего из недр романтизма и поднявшегося на принципиально новую ступень в эстетическом освоении действительности, и этапом так называемого натурализма, представленным во второй половине XIX в. Э. Золя и его школой. Уже в отрочестве со всей очевидностью проявляется главная особенность мировосприятия Флобера, определившая впоследствии пафос и направленность всего его творчества. “Какая ненависть ко всякой пошлости! Какие порывы

ко всему высокому!” – вспоминает Флобер о своих ранних годах.

“Две вещи поддерживают меня – любовь к Литературе и ненависть к Буржуа”,- скажет он уже в поздние годы, словно бы утверждая незыблемое постоянство главных устремлений и чувств всей своей жизни. Ненависть к пошлости, постоянная, неистребимая, все усиливающаяся с годами, распространяемая на все сферы общественной и частной жизни буржуа – существа жадного и эгоистичного, жестокого и трусливого, бездарного и бездуховногоСвою главную цель Флобер и видит в том, чтобы защитить “интересы духа”, оградить литературу от тлетворного влияния буржуазии.

Отсюда ставший теперь хрестоматийным его образ “башни из слоновой кости”, возвышающей художника над хозяевами жизни – буржуа: “Закроем дверь, поднимемся на самый верх нашей башни из слоновой кости, на самую последнюю ступеньку, поближе к небу.

Там порой холодновато… зато звезды светят ярче и не слышишь дураков”. Однако желанное затворничество в поднебесье не удается Флоберу: “гвозди сапог” тянут его “обратно к земле”. Своими произведениями художник-реалист неизменно оказывается втянутым в решение злободневных проблем современности. В эстетике Флобера следует особо отметить необычайно высокую требовательность к совершенству стиля произведения, которая была “настоящей болезнью” писателя, “истощавшей его и останавливающей его работу” (Э. Золя).

Критики называли Флобера “фанатиком стиля”. Для Флобера “стиль – это способ мыслить”, язык – основа, первоэлемент художественной формы, неотделимой от самой сути произведения: “Форма – сама суть мысли, как мысль – душа формы, ее жизнь”.”Время Красоты миновало”,- пишет Флобер, итожа свое изучение современности. Реальный мир, с которым теперь имеет дело художник,- мир “цвета плесени”. Именно этот мир и должен стать предметом изображения в сегодняшнем искусстве, призванном – как и во времена Бальзака – “исследовать” современность, выявляя ее закономерности и облекая их в типические формы. Первое произведение, отразившее миропонимание и эстетические принципы зрелого Флобера,- роман “Мадам Бовари” (1856), которому писатель отдает пять лет напряженного, мучительнейшего труда. “Провинциальные нравы” – таков подзаголовок романа.






Я за тверезий спосіб життя.
Философско-эстетические взгляды Флобера