Замысел романа “Евгений Онегин”
Белинский справедливо назвал ” Онегина ” “самым задушевным произведением Пушкина”, в котором с наибольшей полнотой отразились “вся жизнь, вся душа, вся любовь” поэта, “его чувства, понятия, идеалы”. Около девяти лет, почти половину своей творческой жизни, отдал Пушкин делу создания своего романа, вложив в него плоды “ума холодных наблюдений и сердца горестных замет”.
По первоначальному замыслу роман ” Евгений Онегин ” должен был состоять из девяти глав” которые в черновике Пушкин озаглавил так. разделив
Часть 1-я. 1 песнь – Хандра. II – Поэт. III – Барышня. Часть 2-я. IV песнь – Деревня. V – Именины. VI – Поединок. Часть 3-я. VII песнь-Москва. VIII – Странствие. IX – Большой свет.
Впоследствии Пушкин изъял восьмую главу и отрывки из нее поместил в качестве приложения к роману. Была написана и десятая глава, но поэт сжег ее. Осталось лишь несколько неполных строф. Такова внешняя история создания романа. Из нее видно, как долго над ним работал Пушкин. Эта неторопливость объясняется грандиозными замыслами поэта как в области содержания задуманного им романа, так и его художественного оформления.
Еще
Этот же образ он продолжал раскрывать и в поэме “Цыганы”. Но поэт увидел, что рамки романтической поэмы не позволяют ему вымолит свою задачу с надлежащей полнотой. Основное внимание к поэмах было обращено на одинокую личность героя, на изображение его сложной душеной жизни. Под влиянием которых сложился его характер, та среда, в которой он вырос и жил, отношения его с обществом – все это в поэме не давалось, оставалось неизвестным читатели?. Такой односторонней зарисовки личности героя требовал самый жанр романтической поэмы. Это препятствовало широкому изображению действительное п. к чему стремился Пушкин.
Поэтому, работая над подмой “Бахчисарайский фонтан”. Пушкин задумывает перейти от романтической поэмы к роману, широкие и свободные рамки которого позволили бы ему всесторонне охватить жизнь и показать личность героя в его отношении к обществу. Стремившийся к “верности изображения” действительности в своем романе окончательно переходит к реализму. В лирических отступлениях романа “Евгений Онегина Пушкин, рассматривая все существовавшие в его время литературные направления – классицизм, сентиментализм и романтизм, осуждает их за односторонность воображении человека и жизни. В своем романе он борется за реализм, за всестороннее, верное и глубокое изображение человека в его многообразных связях с обществом, с действительностью.
Теперь Пушкин раскрывает образы героев полнее и глубже, показывает их не только в исключительных обстоятельствах, но и в обычной, будничной жизни. Он не переносит их на Кавказ или в Крым: они живут и действуют в обстановке русской действительности того времени, в кругу своих родных, в своем обществе. Их поступки перестают быть загадочными. Наоборот, все в их поведении объяснено или общественными условиями, или их душевными качествами.
Такого широкого охвата жизни, какой дан в романе “Евгений Онегин”, еще не было ни в одном произведении мировой литературы. Не было ни одного романа в западноевропейской литературе, который, изображая молодого человека начала XIX века дворянской или буржуазной среды, рисовал бы одновременно и жизнь крестьянства. А в романе Пушкина перед нами проходят яркие образы и картины жизни и “высшего света”, и провинциального дворянства, и крепостного крестьянства.