Взаимосвязь образов Базарова и Одинцовой в романе “Отцы и дети”
Главное испытание характеристики Базарова имеет его отношение к Одинцовой. Во всех романах и повестях Тургенева, героями которых были дворяне, именно во взаимоотношениях с героиней наиболее ярко проявилась их нерешительность, разрыв между словом и делом. На первый взгляд может показаться, что и Базаров потерпел поражение в любви. Он изменил своим принципам, поддался “романтизму”, “рассыропился”, как он говорил. Более того, неразделенная любовь заставляет его глубоко страдать. До последней минуты жизни он не может освободиться
Если же сравнить столкновение Базарова с Одинцовой и поведение героев-дворян в аналогичных ситуациях, то мы видим здесь прямо противоположную картину. Базаров оказался способным на любовь самоотверженную, которой Одинцова испугалась. “Нет,- решила она наконец,- бог знает, куда бы это повело, этим нельзя
Базаров не подлаживается к народу, держится просто и естественно, иногда бывает груб и резок, но простые люди чувствуют в нем близкого им человека и искренне любят его. Базаров “владел особенным уменьем возбуждать к себе доверие в людях низших, хотя он никогда не потакал им и обходился с ними небрежно…” – говорит о нем автор. В разговоре с крестьянами, дворовыми, детьми он придерживается тона добродушной фамильярности. “Ну, полезайте в воду, философы”,- говорит он ребятишкам. И им нравится такое обращение: “дворовые мальчишки бегали за “дохтуром”, как собачонки”.
Базаров знает, что для того, чтобы темный и безграмотный мужик стал общественной силой, его нужно просветить, пробудить его сознание. И он высмеивает славянофилов, идеализировавших патриархального мужика, видевших именно в его некультурной “самобытности” залог великой будущности России. Сатирой на славянофильские взгляды является диалог Базарова и мужика в XXVII главе. В этой мастерски написанной сцене Базаров, пародируя славянофила, говорит мужику: “Ну, излагай мне свои воззрения на жизнь, братец: ведь в вас, говорят, вся сила и будущность России, от вас начнется новая эпоха в истории,- вы дадите и язык настоящий и законы”. И” мужик подделывается в тон барину. “Это, батюшка, земля стоит па трех рыбах,- успокоительно, с патриархально-добродушною певучестью объяснял мужик,-а против нашего, то есть, миру, известно, господская воля; потому вы наши отцы. А чем строже барин взыщет, тем милее мужику”. Мужик, конечно, не знает, что Базаров разыгрывает с ним спектакль. На вопрос другого мужика: “О чем толковал?.. О недоимке, что ль?” – он отвечает без всякого “следа патриархальной певучести”: “Так, болтал кое-что; язык почесать захотелось. Известно, барин; разве он что понимает?”
Так же как и революционные демократы, Базаров не идеализирует мужика. Он осуждает суеверия и предрассудки, отсталость и невежество: “Мужик наш рад самого себя обокрасть, чтобы только напиться дурману в кабаке”. Базаров хочет “исправить общество”, чтобы в нем не было болезней, ему “хочется с людьми возиться, хоть ругать их, да возиться с ними”. Базаров не мыслит себе другой цели в жизни, кроме работы для облегчения доли крестьянина. В ответ на слова Павла Петровича: “Как? Вы не шутя думаете сладить, сладить с целым народом?” – он (в рукописном варианте романа) отвечал: “Мы не одни, и народ не против нас”.